У новорожденного ребенка есть два механизма обучения. Первый — это игровая деятельность, когда он познаёт мир методом проб и ошибок, а второй — это копирование поведения людей, которые его окружают. Соответственно, все поведенческие стратегии, эмоции, которые испытывает близкое окружение, испытывает и ребенок. Ему буквально «передаются по наследству» все те стратегии, которые есть в его семье, так как он активно существует в них с первого дня рождения.
Если, например, мама или папа злятся друг на друга, обижаются или у них есть чувство вины по отношению друг к другу, а может быть, и к самому ребенку, то все эти чувства и эмоции он получает сполна в процессе взросления и воспитания в семье.
И если в дальнейшем в его собственной жизни возникают какие-то сложные ситуации, стрессовые события, то он использует эти «домашние заготовки» и даже усиливает их. Таким образом, ребенок (а это может быть и грудничок, и дошкольник, и подросток) получает психосоматические заболевания. А их очень много. Современная официальная медицина 80 % всех заболеваний связывает с психосоматическими особенностями человека. Практически в любом серьезном заболевании можно заподозрить психосоматику — от дерматитов и астмы до язвенных заболеваний желудочно-кишечного тракта.
В практике психосоматического терапевта встречаются случаи, когда человек приезжает в отпуск и у него начинается диарея, рвота. Таким образом организм избавляется от всего, что в него попадает. Казалось бы, друзья ели одно и то же, но только у одного из них оказалась такая реакция. У таких людей мы непременно находим страхи, связанные с немытыми продуктами и ненадлежащими условиями приготовления еды и их опасностью для организма.