«Играть нельзя учить»: важный совет родителям

2372
5
0
семья

07 декабря 2017, 10:25
семья
«Играть нельзя учить»: важный совет родителям
Татьяна Демченко ∙ Нейропсихолог, детский психолог,
Москва
13 ноября 2017, 16:42

Многие помнят заковыристую фразу «Казнить нельзя помиловать» из мультфильма «В стране невыученных уроков», там в буквальном смысле, хоть и в шутку, от правильно поставленной запятой зависела жизнь героя. С фразой «Играть нельзя учить» все не так трагично, но все-таки от того, как каждый родитель прочитает эту фразу, во многом зависит здоровье дошкольника и его будущие успехи и в учебе, и в общении.

Не торопите учиться!

В последнее десятилетие необычайно популярной стала идея раннего обучения детей: карточки Домана с одного года, обучение чтению по кубикам Зайцева с двух лет («После трех уже поздно»), иностранный язык как — можно раньше. Чего стоит только подготовительный к школе марафон, когда маленькие «ученики» не меньше двух раз в неделю вместо катания с горки или интересной книги в обнимку с мамой садятся за парты, чтобы фактически заранее освоить программу первого класса школы. А знают ли озадаченные родители, что требования к ребенку, поступающему в первый класс (читать и писать), являются неправомерными и даже запрещаются в документах министерства образования?

Вот уже не один год на вопрос «Хочешь ли ты в школу?» очень немаленькая часть семилеток отвечает «не хочу», а родители недоумевают, почему второклассники и даже третьеклассники таскают в школу любимые игрушки и совсем не гаджеты, а куклы-пони-машинки-роботы. «Не хочет учиться», «только бы играть», «все уроки делает из-под палки». Да и такое понятие, как академический стресс, все чаще и чаще встречается среди младших школьников и даже дошкольников.

Подготовка к взрослой жизни

Так что же случилось с нашими детьми? Почему начало образовательного процесса вместо радости открытий и захватывающего общения с друзьями превратилось в тяжелую работу и невроз?

Спросите своих детей, что они хотят делать. Они ответят — играть. «Все бы тебе в игрушки играть, взял бы книжку почитал», — сетует бабушка. «А вот у Ивановых сын-дочь твой ровесник уже задачи решает»,  нервничают родители. А дети опять твердят «ИГРАТЬ» — кто как умеет и в зависимости от возраста. А кто-то и не умеет вовсе. И тогда беда ведь именно в игре ребенок познаёт мир: его свойства, предметы, обычаи и традиции, изучает себя, свои возможности и способности.

Маленькие зверята целыми днями только и делают, что носятся друг за другом, прикусывая понарошку, играют и оттачивают охотничьи навыки, совершенно необходимые для жизни взрослого зверя. Дочки-матери, игра в магазин, в больницу, в пожарника или в поезд. Эксперименты с разными предметами, изучение их свойств. Оттачивание ловкости и координации движений на детских площадках и на природе. Разве не подготовкой к взрослой жизни занимаются человеческие детеныши? И нет ничего важнее этого процесса. И нужно потратить на это несколько лет жизни, как раз до школы, до начала академического обучения.

Играть, нельзя учить — и только так!

Уверена, многие родители знакомы с психологическим термином «ведущая деятельность» и в дошкольном детстве самой главной деятельностью является игра, и только игра. Это обусловлено и психофизиологическими особенностями маленьких детей. Так, например, до 7–8 лет левое полушарие мозга, отвечающее за абстрактно-логическое мышление, анализ и синтез, письменную речь и самоконтроль, имеет мало нейронных связей. Зато активно развивается правое полушарие коры головного мозга и такие функции, как умение чувствовать и воспринимать сигналы окружающего мира, объединять их в образы, сравнивать, интегрировать. Причем умение распознавать свойства буквально собой: горячий — холодный, гладкий — шершавый, высокий — низкий, много — мало, быстро — медленно. Тренируются понимать знаки и символы, принятые в нашей культуре: круглый мяч, треугольный кусочек сыра, длинная палка, похожая на копье. Создавать образы окружающего мира в своих рисунках и поделках, оттачивая при этом ловкость маленьких пальчиков. Понимать эмоции, свои и чужие, дружить и эффективно взаимодействовать. Чувствовать и понимать собственное тело, управлять им, открывая огромный источник энергетической подзарядки мозга в частности и нервной системы в целом. Слышать и различать все многообразие звуков этого мира, без этого невозможно слуховое внимание. Осваивают многомерное пространство и перемещения в нем. Вы представляете, сколько нужно всего успеть, пока ты еще маленький! А вы говорите «учиться».

Дело в том, что именно функции правого полушария становятся базисом и необходимым фундаментом всех высших психических функций и образовательного процесса в будущем. Стимулируя детей в дошкольном возрасте слишком ранним обучением, чрезмерно эксплуатируя функции незрелого левого полушария, мы обедняем чувственный, эмоциональный и телесный опыт детей, не даем выстроиться прочному фундаменту всей дальнейшей психической жизни человека, нарушаем законы и экологию гармоничного развития.

Играть, нельзя учить! Только так, а не иначе, когда мы говорим о дошкольниках. Они правду говорят, поверьте им. Им действительно очень нужно играть, и нет в их жизни дела важнее! Присмотритесь повнимательнее к своим детям как они играют, что их интересует. Включитесь в их игру, научите играм своего детства. И пусть ваше родительство будет не тяжким бременем, а счастливым и светлым периодом жизни. Играйте!

Больше об авторе
Похожие статьи
Нет комментариев
User image default
© ООО «Едимдома.ру»
Дизайн: «Belikov», 2017
Страницы
ЭкспертыО проектеРеклама на сайте
Ошибка? Выделите
и Ctrl + Enter.
Контакты
125040, Москва
ул. Правды, 21, стр. 1
+7 (495) 255-16-17
info@jvlife.ru