Уверена, многие родители знакомы с психологическим термином «ведущая деятельность» и в дошкольном детстве самой главной деятельностью является игра, и только игра. Это обусловлено и психофизиологическими особенностями маленьких детей. Так, например, до 7–8 лет левое полушарие мозга, отвечающее за абстрактно-логическое мышление, анализ и синтез, письменную речь и самоконтроль, имеет мало нейронных связей. Зато активно развивается правое полушарие коры головного мозга и такие функции, как умение чувствовать и воспринимать сигналы окружающего мира, объединять их в образы, сравнивать, интегрировать. Причем умение распознавать свойства буквально собой: горячий — холодный, гладкий — шершавый, высокий — низкий, много — мало, быстро — медленно. Тренируются понимать знаки и символы, принятые в нашей культуре: круглый мяч, треугольный кусочек сыра, длинная палка, похожая на копье. Создавать образы окружающего мира в своих рисунках и поделках, оттачивая при этом ловкость маленьких пальчиков. Понимать эмоции, свои и чужие, дружить и эффективно взаимодействовать. Чувствовать и понимать собственное тело, управлять им, открывая огромный источник энергетической подзарядки мозга в частности и нервной системы в целом. Слышать и различать все многообразие звуков этого мира, без этого невозможно слуховое внимание. Осваивают многомерное пространство и перемещения в нем. Вы представляете, сколько нужно всего успеть, пока ты еще маленький! А вы говорите «учиться».
Дело в том, что именно функции правого полушария становятся базисом и необходимым фундаментом всех высших психических функций и образовательного процесса в будущем. Стимулируя детей в дошкольном возрасте слишком ранним обучением, чрезмерно эксплуатируя функции незрелого левого полушария, мы обедняем чувственный, эмоциональный и телесный опыт детей, не даем выстроиться прочному фундаменту всей дальнейшей психической жизни человека, нарушаем законы и экологию гармоничного развития.
Играть, нельзя учить! Только так, а не иначе, когда мы говорим о дошкольниках. Они правду говорят, поверьте им. Им действительно очень нужно играть, и нет в их жизни дела важнее! Присмотритесь повнимательнее к своим детям — как они играют, что их интересует. Включитесь в их игру, научите играм своего детства. И пусть ваше родительство будет не тяжким бременем, а счастливым и светлым периодом жизни. Играйте!