Домашнее задание: за и против. Мнение родителей и педагогов

5724
4
0
семья

04 сентября 2017, 11:25
семья
Домашнее задание: за и против. Мнение родителей и педагогов
Высоцкая Life ∙ Администратор,
Москва
04 сентября 2017, 13:08

Спор о необходимости домашних заданий остается актуальным на протяжении многих веков. В России домашнее задание стало обязательным уже в XVI веке, а в XIX–XX веках оно стало поводом для различных педагогических дискуссий. Л. Н. Толстой в своей яснополянской школе вообще отменил домашнюю работу для учеников, тогда как К. Д. Ушинский считал, что домашние задания задавать можно, но только после специальной подготовки школьников к их выполнению. А что думают о количестве и качестве домашнего задания в современном мире?

Повторение — мать учения
Домашнее задание: за и против. Мнение родителей и педагогов

Мнения о пользе домашнего задания совершенно противоположные. Одни родители и педагоги считают, что это стресс и пустая трата времени, другие доказывают его преимущества в сложившейся системе образования. Главный аргумент «за» — любой новый материал требует закрепления приобретенных навыков. На уроке знания переходят в кратковременную память, затем, как раз для их перевода в долговременную память, необходимо повторение. Особенно это актуально для учеников начальных классов.

User image expert
Ольга Узорова
Автор учебников для начальных классов

«Домашняя работа важна для младшеклассников. Дети имеют одну особенность памяти — если не закрепить полученные знания с помощью домашнего задания, они забывают большую часть полученной информации».

Еще один плюс — выполнение домашнего задания помогает развитию самостоятельности, усидчивости и ответственности у ребенка с первых лет учебы. К тому же, в идеале, хороший учитель через проверку домашних заданий может наладить отношения с учеником, чему помогает обсуждение сделанного или не понятого материала.

Бывает, что дети в начальной школе стесняются задавать вопросы учителю. Дома, выполняя с ребенком задание, полученное в классе, родители смогут объяснить тему еще раз или посоветуют попросить помощи у учителя. Если отношения с детьми у родителей доверительные, то выполнение домашнего задания в начальных классах только сблизит семью. Совместное написание проектов или докладов, изготовление поделок сплачивает и дарит ощущение уверенности. С другой стороны, время, потраченное на выполнение домашнего задания, можно было провести и с большей пользой для семьи. Например, сходить в музей или в парк, найти общие увлечения.

Домашнее задание: за и против. Мнение родителей и педагогов

Все вышесказанное верно, но с большими оговорками. Объем домашнего задания и его креативность порой зашкаливают и ставят в тупик родителей. Учителя далеко не всегда проверяют даже наличие выполненных заданий, не говоря о поисках пробелов в знаниях учеников и индивидуальном подходе в обучении. Да и ребенок, который в начальной школе еще не умеет работать с материалом самостоятельно, без настроя не включится в работу, большая часть полученной из учебника информации пройдет мимо него.

Но и с последним утверждением, что вместо уроков можно найти занятия полезнее и важнее, не все так гладко. Родители, пришедшие в 7–8 вечера с работы, вряд ли найдут в себе силы на культурную программу и развивающие игры с ребенком. Скорее всего, они предпочтут вечер перед телевизором и каждый член семьи будет предоставлен сам себе. Между тем необходимость выполнения домашнего задания — тоже время для общения с ребенком. В перерывах между уроками дети часто рассказывают о том, что произошло в школе, делятся радостями и обидами. А заданные на дом рассказы или стихи можно почитать вместе перед сном, ведь всем известно, как полезно семейное чтение вслух.

Лишний стресс
Домашнее задание: за и против. Мнение родителей и педагогов

Противники домашних заданий приводят массу контраргументов и говорят о необходимости изменения системы образования. Главной причиной, почему детям не нужны домашние задания, считается перезагрузка детей. Напряжение, страх не выучить заданный урок могут пагубно повлиять на психическое здоровье ребенка. Впрочем, как и на здоровье физическое: сколиоз и плохое зрение — настоящая беда современных школьников. Из-за высокой нагрузки дети меньше спят, засиживаются допоздна, переживают из-за оценок, что приводит к проблемам со сном. Не успевая сделать домашнее задание, ребенок начинает списывать, что, конечно, знаний не добавляет.

Очень часто домашнее задание для детей превращается в домашнее задание для родителей. Постоянные нововведения в учебниках, особые планы и развивающие программы вынуждают родителей искать информацию в Интернете или в книгах, чтобы помочь детям выполнить задания. А то и заниматься творчеством — рисованием, художественной лепкой и другими видами искусств. Это требует определенного времени и усилий, что для многих неприемлемо, ведь уровень образования родителей тоже бывает разным.

User image expert
Наталья Демина
Школьный психолог

«Неуверенность родителей в своих знаниях и нежелание ребенка делать уроки приводят к тому, что семья постоянно живет в стрессовых условиях. Исследования показывают, что семьи, где у родителей нет высшего образования, испытывают больший стресс при выполнении домашних заданий, чем те, где хотя бы один родитель имеет диплом о высшем образовании».

Домашнее задание: за и против. Мнение родителей и педагогов

А еще выполнение большого количества домашних заданий не оставляет школьникам времени на игры и прогулки. Родители учеников начальных классов жалуются, что из-за уроков у детей крадут детство, потому что в 7, 8, 9 и даже 10 лет ребенку еще надо поиграть в лего, порисовать или просто побегать с друзьями на свежем воздухе. А времени практически не остается.

Приверженцы изменения системы образования полагают, что главная задача учителя — организовать учебную деятельность и дать ребенку практические знания.

«Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует», — говорил Альберт Камю. Надо сделать так, чтобы знания в реальной жизни оказались полезными. Однако все эти претензии можно рассмотреть и под другим ракурсом. Осанку портит не домашнее задание, а неправильное сидение за столом и отсутствие у ребенка физической нагрузки. Да, время на спортивные секции или музыкальную школу можно найти, если правильно распланировать день ребенка. Умение распределять дела в течение дня пригодится и во взрослой жизни. Тягу к знаниям убивает не муштра, а однообразие. Но здесь уже педагоги должны задуматься, как заинтересовать своим предметом и привлечь ребенка к совместной продуктивной работе. А отношения между людьми портит не сама проблема, а отношение к ней. Будет ли выполнение домашнего задания стрессом для детей, во многом зависит от настроя родителей. Большинство экспертов склоняются к золотой середине и предлагают использовать дифференцированный подход.

User image expert
Сергей Дроздов
Директор московской школы № 429

«Теоретически урока должно быть достаточно, чтобы усвоить тему, но на практике все сложнее. Есть темы, которые в учебном плане проходят очень быстро, и без дополнительных упражнений их сложно усвоить. Другое дело, что домашнее задание можно задавать не по всем предметам, а только по основным. Или ограничивать объем — в нашей школе, например, не задают упражнений на выходные».

Мировая практика
Домашнее задание: за и против. Мнение родителей и педагогов

Вопрос о домашнем задании остро обсуждается не только в России. Ассоциация учителей и лекторов Великобритании призвала правительство отменить домашние задания в младших классах, чтобы избежать лишнего стресса. Во Франции, где в младших классах домашнее задание и так отсутствует, его предлагают отменить для всех школьников. Нет его и в Китае, правда, учебный год там длится 10,5 месяца, 6 дней в неделю, что позволяет учителю давать весь материал в классе.

Детский врач Фредриксен из Норвегии категорический противник заданий на дом: «Дети должны играть, а не сидеть дома и делать уроки. Не злоупотребляйте! Домашнее задание — это нарушение прав человека. Оно посягает на свободное время ребенка».

В Европе популярно мнение, что малышам достаточно 20 минут дополнительных занятий, старшим школьникам — полтора часа. Однако есть и те, кто выступает за поддержку домашних заданий, считая, что без них снижается успеваемость.

Сегодня часто ставят в пример финскую систему образования, где учеба построена в форме игры, а домашние задания практически отсутствуют, так же как оценки и экзамены. А вот самыми загруженными считаются японские школьники, они сдают экзамен еще при поступлении в 1-й класс. В японской начальной школе редко бывает больше 4 уроков в день и домашнее задание отсутствует, однако на период каникул дети получают довольно обширные задания.

В США долгое время относились к домашнему заданию как к обузе. Выполнение бытовых обязанностей по дому было важнее. Штат Калифорния одно время вообще запретил домашние задания в школе учащимся до 8-го класса. Параллельно с этим в СМИ обсуждали вред, который домашнее задание наносит здоровью детей. В 50-е годы XX века отношение к образованию и нагрузке в школе изменилось, вместе с этим вырос и объем домашней работы. И сейчас количество домашних заданий в Америке продолжает расти, правда, носят они больше исследовательский или творческий характер.

Интересное отношение к выполнению домашних заданий в начальной школе предлагают в Италии. Родители могут выбрать, оставлять ребенка в школе на полдня или на весь день. Если занятия заканчиваются в 13:30, то дети всю неделю занимаются и дома. Зато в выходные можно расслабиться. Тот, кто остается в школе до 16:20, делает уроки там же и получает домашнее задание на выходные, что часто вызывает родительские протесты.

Мирный путь
Домашнее задание: за и против. Мнение родителей и педагогов

У нас в стране домашние задания носят обязательный характер. Можно долго дискутировать, но лучше помочь ребенку справиться с этой работой, особенно в начальной школе. Именно помочь, а не заставить, учеба из-под палки провоцирует обратную реакцию. Пусть ребенок сам определит время, когда ему удобно заниматься, — собственные правила нарушать сложнее. Конечно, временные рамки установить стоит, например, уроки должны быть сделаны до 8 вечера. Удобное рабочее место тоже позволяет быстрее настроиться на учебный лад. Хорошо, если ребенок сядет делать уроки в приподнятом настроении. Для этого он должен быть отдохнувшим и не испытывать чувства голода. Малышам не помешает и недолгая прогулка перед уроками или даже короткий сон. Можно определить и порядок выполнения заданий: ребенку удобнее начинать с легких заданий или бросить свежие силы на сложную задачу? Пусть так и будет.

Главное правило — не превращать выполнение домашней работы в наказание и не осуждать за ошибки. Ошибки — неотъемлемая часть учебного процесса. Да, здесь требуется терпение, выполнение домашней работы — тяжелый труд, и вряд ли ребенку захочется трудиться, если на него будут кричать и оскорблять. Да, домашние задания для ответственных родителей — это тоже труд. Безусловно, ребенка необходимо приучать к самостоятельности, только так он сможет получить настоящие знания. Однако делать это стоит постепенно, сначала вместе, потом находясь рядом и поддерживая, объясняя непонятные моменты или обсуждая выученное. В этом случае выполнение домашних заданий не превратится в стресс и ненавистную обузу.

С домашними заданиями или без них, получение знаний — огромная работа. Коллективная работа учителя, ученика и родителей. Учиться должно быть интересно и совсем не страшно. С новым учебным годом всех родителей!

Это интересно
Домашнее задание: за и против. Мнение родителей и педагогов

Необычный подход к школьному образованию реализует сеть бесплатных шведских школ VittraSodermalm. Здание школы обходится практически без стен, в декоре преобладают яркие цвета и много уютных зон для отдыхающих. К обучению — индивидуальный подход. Детей разделяют, основываясь на разных типах обучения: «Показуха», «Пещера», «Лаборатория». Здесь нет жесткого расписания, домашнего задания и огромных нагрузок. В школе нет парт и стульев, зато у каждого ребенка есть личный компьютер.

Больше об авторе
Похожие статьи
Нет комментариев
User image default
© ООО «Едимдома.ру»
Дизайн: «Belikov», 2017
Страницы
ЭкспертыО проектеРеклама на сайте
Ошибка? Выделите
и Ctrl + Enter.
Контакты
125040, Москва
ул. Правды, 21, стр. 1
+7 (495) 255-16-17
info@jvlife.ru