Мнения о пользе домашнего задания совершенно противоположные. Одни родители и педагоги считают, что это стресс и пустая трата времени, другие доказывают его преимущества в сложившейся системе образования. Главный аргумент «за» — любой новый материал требует закрепления приобретенных навыков. На уроке знания переходят в кратковременную память, затем, как раз для их перевода в долговременную память, необходимо повторение. Особенно это актуально для учеников начальных классов.
Москва
Спор о необходимости домашних заданий остается актуальным на протяжении многих веков. В России домашнее задание стало обязательным уже в XVI веке, а в XIX–XX веках оно стало поводом для различных педагогических дискуссий. Л. Н. Толстой в своей яснополянской школе вообще отменил домашнюю работу для учеников, тогда как К. Д. Ушинский считал, что домашние задания задавать можно, но только после специальной подготовки школьников к их выполнению. А что думают о количестве и качестве домашнего задания в современном мире?

«Домашняя работа важна для младшеклассников. Дети имеют одну особенность памяти — если не закрепить полученные знания с помощью домашнего задания, они забывают большую часть полученной информации».
Еще один плюс — выполнение домашнего задания помогает развитию самостоятельности, усидчивости и ответственности у ребенка с первых лет учебы. К тому же, в идеале, хороший учитель через проверку домашних заданий может наладить отношения с учеником, чему помогает обсуждение сделанного или не понятого материала.
Бывает, что дети в начальной школе стесняются задавать вопросы учителю. Дома, выполняя с ребенком задание, полученное в классе, родители смогут объяснить тему еще раз или посоветуют попросить помощи у учителя. Если отношения с детьми у родителей доверительные, то выполнение домашнего задания в начальных классах только сблизит семью. Совместное написание проектов или докладов, изготовление поделок сплачивает и дарит ощущение уверенности. С другой стороны, время, потраченное на выполнение домашнего задания, можно было провести и с большей пользой для семьи. Например, сходить в музей или в парк, найти общие увлечения.
Все вышесказанное верно, но с большими оговорками. Объем домашнего задания и его креативность порой зашкаливают и ставят в тупик родителей. Учителя далеко не всегда проверяют даже наличие выполненных заданий, не говоря о поисках пробелов в знаниях учеников и индивидуальном подходе в обучении. Да и ребенок, который в начальной школе еще не умеет работать с материалом самостоятельно, без настроя не включится в работу, большая часть полученной из учебника информации пройдет мимо него.
Но и с последним утверждением, что вместо уроков можно найти занятия полезнее и важнее, не все так гладко. Родители, пришедшие в 7–8 вечера с работы, вряд ли найдут в себе силы на культурную программу и развивающие игры с ребенком. Скорее всего, они предпочтут вечер перед телевизором и каждый член семьи будет предоставлен сам себе. Между тем необходимость выполнения домашнего задания — тоже время для общения с ребенком. В перерывах между уроками дети часто рассказывают о том, что произошло в школе, делятся радостями и обидами. А заданные на дом рассказы или стихи можно почитать вместе перед сном, ведь всем известно, как полезно семейное чтение вслух.
Противники домашних заданий приводят массу контраргументов и говорят о необходимости изменения системы образования. Главной причиной, почему детям не нужны домашние задания, считается перезагрузка детей. Напряжение, страх не выучить заданный урок могут пагубно повлиять на психическое здоровье ребенка. Впрочем, как и на здоровье физическое: сколиоз и плохое зрение — настоящая беда современных школьников. Из-за высокой нагрузки дети меньше спят, засиживаются допоздна, переживают из-за оценок, что приводит к проблемам со сном. Не успевая сделать домашнее задание, ребенок начинает списывать, что, конечно, знаний не добавляет.
Очень часто домашнее задание для детей превращается в домашнее задание для родителей. Постоянные нововведения в учебниках, особые планы и развивающие программы вынуждают родителей искать информацию в Интернете или в книгах, чтобы помочь детям выполнить задания. А то и заниматься творчеством — рисованием, художественной лепкой и другими видами искусств. Это требует определенного времени и усилий, что для многих неприемлемо, ведь уровень образования родителей тоже бывает разным.

«Неуверенность родителей в своих знаниях и нежелание ребенка делать уроки приводят к тому, что семья постоянно живет в стрессовых условиях. Исследования показывают, что семьи, где у родителей нет высшего образования, испытывают больший стресс при выполнении домашних заданий, чем те, где хотя бы один родитель имеет диплом о высшем образовании».
А еще выполнение большого количества домашних заданий не оставляет школьникам времени на игры и прогулки. Родители учеников начальных классов жалуются, что из-за уроков у детей крадут детство, потому что в 7, 8, 9 и даже 10 лет ребенку еще надо поиграть в лего, порисовать или просто побегать с друзьями на свежем воздухе. А времени практически не остается.
Приверженцы изменения системы образования полагают, что главная задача учителя — организовать учебную деятельность и дать ребенку практические знания.
«Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует», — говорил Альберт Камю. Надо сделать так, чтобы знания в реальной жизни оказались полезными. Однако все эти претензии можно рассмотреть и под другим ракурсом. Осанку портит не домашнее задание, а неправильное сидение за столом и отсутствие у ребенка физической нагрузки. Да, время на спортивные секции или музыкальную школу можно найти, если правильно распланировать день ребенка. Умение распределять дела в течение дня пригодится и во взрослой жизни. Тягу к знаниям убивает не муштра, а однообразие. Но здесь уже педагоги должны задуматься, как заинтересовать своим предметом и привлечь ребенка к совместной продуктивной работе. А отношения между людьми портит не сама проблема, а отношение к ней. Будет ли выполнение домашнего задания стрессом для детей, во многом зависит от настроя родителей. Большинство экспертов склоняются к золотой середине и предлагают использовать дифференцированный подход.

«Теоретически урока должно быть достаточно, чтобы усвоить тему, но на практике все сложнее. Есть темы, которые в учебном плане проходят очень быстро, и без дополнительных упражнений их сложно усвоить. Другое дело, что домашнее задание можно задавать не по всем предметам, а только по основным. Или ограничивать объем — в нашей школе, например, не задают упражнений на выходные».
Вопрос о домашнем задании остро обсуждается не только в России. Ассоциация учителей и лекторов Великобритании призвала правительство отменить домашние задания в младших классах, чтобы избежать лишнего стресса. Во Франции, где в младших классах домашнее задание и так отсутствует, его предлагают отменить для всех школьников. Нет его и в Китае, правда, учебный год там длится 10,5 месяца, 6 дней в неделю, что позволяет учителю давать весь материал в классе.
Детский врач Фредриксен из Норвегии категорический противник заданий на дом: «Дети должны играть, а не сидеть дома и делать уроки. Не злоупотребляйте! Домашнее задание — это нарушение прав человека. Оно посягает на свободное время ребенка».
В Европе популярно мнение, что малышам достаточно 20 минут дополнительных занятий, старшим школьникам — полтора часа. Однако есть и те, кто выступает за поддержку домашних заданий, считая, что без них снижается успеваемость.
Сегодня часто ставят в пример финскую систему образования, где учеба построена в форме игры, а домашние задания практически отсутствуют, так же как оценки и экзамены. А вот самыми загруженными считаются японские школьники, они сдают экзамен еще при поступлении в 1-й класс. В японской начальной школе редко бывает больше 4 уроков в день и домашнее задание отсутствует, однако на период каникул дети получают довольно обширные задания.
В США долгое время относились к домашнему заданию как к обузе. Выполнение бытовых обязанностей по дому было важнее. Штат Калифорния одно время вообще запретил домашние задания в школе учащимся до 8-го класса. Параллельно с этим в СМИ обсуждали вред, который домашнее задание наносит здоровью детей. В 50-е годы XX века отношение к образованию и нагрузке в школе изменилось, вместе с этим вырос и объем домашней работы. И сейчас количество домашних заданий в Америке продолжает расти, правда, носят они больше исследовательский или творческий характер.
Интересное отношение к выполнению домашних заданий в начальной школе предлагают в Италии. Родители могут выбрать, оставлять ребенка в школе на полдня или на весь день. Если занятия заканчиваются в 13:30, то дети всю неделю занимаются и дома. Зато в выходные можно расслабиться. Тот, кто остается в школе до 16:20, делает уроки там же и получает домашнее задание на выходные, что часто вызывает родительские протесты.
У нас в стране домашние задания носят обязательный характер. Можно долго дискутировать, но лучше помочь ребенку справиться с этой работой, особенно в начальной школе. Именно помочь, а не заставить, учеба из-под палки провоцирует обратную реакцию. Пусть ребенок сам определит время, когда ему удобно заниматься, — собственные правила нарушать сложнее. Конечно, временные рамки установить стоит, например, уроки должны быть сделаны до 8 вечера. Удобное рабочее место тоже позволяет быстрее настроиться на учебный лад. Хорошо, если ребенок сядет делать уроки в приподнятом настроении. Для этого он должен быть отдохнувшим и не испытывать чувства голода. Малышам не помешает и недолгая прогулка перед уроками или даже короткий сон. Можно определить и порядок выполнения заданий: ребенку удобнее начинать с легких заданий или бросить свежие силы на сложную задачу? Пусть так и будет.
Главное правило — не превращать выполнение домашней работы в наказание и не осуждать за ошибки. Ошибки — неотъемлемая часть учебного процесса. Да, здесь требуется терпение, выполнение домашней работы — тяжелый труд, и вряд ли ребенку захочется трудиться, если на него будут кричать и оскорблять. Да, домашние задания для ответственных родителей — это тоже труд. Безусловно, ребенка необходимо приучать к самостоятельности, только так он сможет получить настоящие знания. Однако делать это стоит постепенно, сначала вместе, потом находясь рядом и поддерживая, объясняя непонятные моменты или обсуждая выученное. В этом случае выполнение домашних заданий не превратится в стресс и ненавистную обузу.
С домашними заданиями или без них, получение знаний — огромная работа. Коллективная работа учителя, ученика и родителей. Учиться должно быть интересно и совсем не страшно. С новым учебным годом всех родителей!
Необычный подход к школьному образованию реализует сеть бесплатных шведских школ VittraSodermalm. Здание школы обходится практически без стен, в декоре преобладают яркие цвета и много уютных зон для отдыхающих. К обучению — индивидуальный подход. Детей разделяют, основываясь на разных типах обучения: «Показуха», «Пещера», «Лаборатория». Здесь нет жесткого расписания, домашнего задания и огромных нагрузок. В школе нет парт и стульев, зато у каждого ребенка есть личный компьютер.
