Сказать ребенку слово «нет»:
польза или вред?

567
0
0
семья
семья

Сказать ребенку слово «нет»:
польза или вред?

Высоцкая Life ∙ Эксперт, Москва
22 марта 2017, 17:42

Существуют разные педагогические мнения по поводу запретов при воспитании ребенка, и эта тема особенно актуальна для родителей. Порой появляются крайние точки зрения, связанные с полной вседозволенностью или жесткой системой воспитания, созданной из одних запретов. Однажды родители оказываются перед сложной проблемой — как воспитать свободную и творческую личность, но одновременно с этим привить ребенку определенные нормы поведения в обществе. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Нравится!
Поделиться

Домострой о воспитании детей: метод кнута

Домостроевские методы воспитания можно считать одной из педагогических крайностей. В Домострое написано, что родители должны детей «страхом спасать, наказывая и поучая, а осудив, побить». Система воспитания на Руси была основана на беспрекословном послушании прямо с пеленок и строгом пресечении всяческого своеволия.

«Наказывай детей в юности — упокоят тебя в старости твоей». Некоторые советы звучат дико: «не жалей, младенца бия: если жезлом накажешь его, не умрет, но здоровее будет», «не дай ему воли в юности, но сокруши ему ребра, пока он растет». Конечно, речь шла о наказании мальчиков, но и к девочкам предъявлялись достаточно строгие требования в плане послушания.

Не приветствовалось проявление любви и теплых чувств — родители должны были вести себя сдержанно, без эмоций. «Не улыбайся ему, играя: в малом послабишь — в большом пострадаешь скорбя».

Как видим, детям жилось нелегко, поскольку воспитание было суровым, с постоянными физическими наказаниями за любую провинность. Задачей родителей было воспитать в детях беспрекословное послушание, избалованные дети считались родительским позором и проклятием.

Европейская модель воспитания: метод пряника

В Европе и США родители нацелены в первую очередь на становление ребенка как личности, задачей воспитания в европейском варианте является создание благоприятных условий для проявления творческих способностей детей. Главный постулат европейского воспитания — поощрение индивидуальности и запрет насилия по отношению к подрастающему поколению. В процессе обучения и воспитания по их системе необходимо учитывать не только способности ребенка, но и его желания.

За рукоприкладство по отношению к детям в США, Канаде и европейских государствах родители могут быть привлечены к уголовной ответственности и лишиться родительских прав. Права детей четко прописаны в их законодательстве, и даже если родители в качестве наказания лишают детей игрушек, сладостей и каких-то развлечений, это может быть расценено как abuse — насилие над личностью. И там принято, чтобы все вопросы решались только через мирную и спокойную беседу.

В США какое-то время в качестве эксперимента практиковалась система воспитания без запретов — non-frustration. В результате дети, которые после окончания школы столкнулись с настоящей жизнью, испытали страшный стресс, поскольку в окружающей действительности существует множество «нельзя», а к этому они не были готовы.

Минусом их системы является неуправляемость детей, которые порой чувствуют свою безнаказанность и проявляют непослушание. Еще один недостаток европейской педагогической модели — разрыв эмоциональной связи между поколениями и отсутствие взаимной привязанности, тогда как на Руси и в восточных странах всегда царил культ семьи и родственных отношений.

Как воспитывают детей на Востоке: царь, раб и друг

Японская педагогика — это попытка балансировать между кнутом и пряником. К детям до пяти лет здесь относятся как к богам и царям — им позволено все. В первые пять лет родители не имеют права даже сделать замечание ребенку, и он ведет себя порой как маленький диктатор. В пять лет ситуация кардинально меняется, и «царь» становится «рабом». В течение десяти лет родители берут бывших «диктаторов» в ежовые рукавицы и приобщают их к строжайшей дисциплине, конечно, не переставая их любить. Кстати, японские родители в общении с детьми не применяют физических наказаний, не кричат и не читают нотаций — у них иные методы воздействия. В качестве метода давления на детей они используют угрозу одиночества. Дело в том, что японцы — коллективисты с рождения, для них нет ничего страшнее, чем быть отвергнутыми обществом. Фраза «если ты будешь это делать, то с тобой никто не будет играть» действует на японского ребенка, являясь самым ужасным наказанием. Таким образом родителям удается воспитать законопослушных граждан, действуя вполне цивилизованными методами.

Нужны ли запреты?

Противники запретов считают, что ребенок, которому что-то не разрешают, вырастет закомплексованным и запуганным. Но так ли это на самом деле?

User image expert
Ирина Сухова
Педагог

«Невозможно обойтись без запретов, если речь идет о воспитании детей. В конце концов, нельзя засовывать палец в розетку, включать газовую плиту, отрывать бабочке крылья и бить маму. Нельзя делать очень многие вещи, и ребенок должен усвоить это на уровне рефлексов. Другое дело — как сказать „нет“ ребенку, ведь это целое искусство, которому родители должны учиться».

Отсутствие запретов превращается в попустительство и вседозволенность, дети, которые растут в такой среде, нередко вырастают эгоистами. Конечно, у ребенка должно быть личное жизненное пространство и свои потребности, которые он имеет право удовлетворять. Однако уважать свободу ребенка — это не значит по первому зову исполнять все его прихоти. Стоит учитывать интересы всех членов семьи и приучать кроху к тому, что есть более важные вещи, чем его «хочу» или «не хочу».

Как правильно сказать «нет» ребенку

Существуют определенные правила, при помощи которых можно поддерживать дисциплину в семье без конфликтов и принуждения.

User image expert
Алена Резникова
Детский психолог

«Если вы намереваетесь что-то запретить своему чаду, сначала подумайте, какая польза от вашего запрета? Может быть, это не нужно ребенку, а нужно именно вам? К примеру, вы купили малышу уличный комбинезон светлого оттенка, и теперь ему запрещено падать на детской площадке, чтобы не испачкаться. Ребенок, которому нельзя носиться с детьми на улице, лазить по горке и пачкаться, возненавидит и прогулки, и свою одежду. Не лучше ли купить комбинезон темных тонов, который легко стирается и быстро сохнет, а не превращать прогулку в мучение для обоих? Также в запретах следует оставаться последовательными. Например, если нельзя играть с гаджетами взрослых, значит, это запрещено делать в любых обстоятельствах. Если однажды вам захочется отвлечь внимание ребенка и вы дадите ему свой телефон, чтобы он не мешал, тогда в следующий раз он не воспримет запрет и начнет возмущаться».

Даже маленьким детям можно объяснить, почему нельзя садиться за стол с грязными руками, весь день смотреть мультфильмы или есть одни сладости. Дети легче воспринимают запреты, понимая их причины, и заодно получают знания об окружающем мире, узнавая о коварных микробах на ладонях, о влиянии телевизора на зрение и сахара на зубы. Отказ ребенку не должен сопровождаться повышением голоса и обидными словами, среди табу в отношениях с детьми также находятся угрозы, шантаж и обман. Разъяснять суть запретов можно и нужно дружелюбно, даже с юмором.

Правило «светофора»

Уникальное правило, которое помогает детям легче воспринимать ограничения, разработали психологи. Вся сфера жизни ребенка делится на три зоны — красную, желтую и зеленую. Красная зона — это то, что строго запрещено (например, переходить улицу в неположенном месте, мучить животных, играть со спичками и т. д.). Нельзя делать то, что опасно для жизни или причиняет боль другим живым существам. Желтая зона — это то, что можно обсудить с взрослыми и где возможно найти приемлемый для обеих сторон компромисс. К примеру, нельзя весь день сидеть в Интернете, но пару часов можно, нельзя пропускать приемы пищи, но, если нет аппетита, можно пообедать позже. Зеленая зона — это то, что выбирает ребенок: какие книги читать, в какие игры играть, надеть куртку или пальто.

Ребенок даже может сам решать, следовать ли какому-то запрету, взяв на себя ответственность со всеми последствиями. Например, родителям не нравится определенный мультфильм, они четко объясняют свою позицию ребенку и дают ему право самостоятельно принять решение. Психологи советуют со временем все желтые запреты перевести в зеленые, чтобы повысить сознательность и самостоятельность ребенка. Существует еще так называемая оранжевая зона — это ограничения, которыми можно пренебречь в особых обстоятельствах. Нельзя поздно ложиться спать, но в Новый год можно, нельзя пропускать школу, но если на один день приезжает бабушка, которую ребенок не видел несколько лет, то лучше провести этот день с ней. Правило «светофора» позволяет сделать дисциплину более гибкой и включить в нее диалог с ребенком.

Каким должен быть правильный запрет

Запреты не должны противоречить основным потребностям ребенка — нельзя запрещать малышу гулять, бегать на улице или играть в какие-то игры. Также необходимо следить, чтобы правила и ограничения были согласованы со всеми родственниками. Случается, что родители запрещают пепси-колу и сникерсы, а бабушки не могут отказать внукам и покупают все, что те просят. Двойные стандарты в этих вопросах недопустимы.

Нельзя, чтобы запрет касался важных для ребенка вещей: если девочка давно ждала дня рождения одноклассницы, чтобы подарить мягкую игрушку, сшитую своими руками, не стоит лишать ее этого удовольствия. Запреты должны быть адекватными. Если родители не разрешают сыну ходить в футбольную секцию целый месяц после одной двойки, для мальчика жизнь может потерять смысл. Да и стоит ли двойка такого наказания?

Правильный запрет всегда оставляет возможность для корректировки ситуации. К примеру, у мамы приболела голова и она прилегла, а ребенок хочет играть. В этом случае мама говорит, что не очень хорошо себя чувствует, и просит ребенка какое-то время посидеть тихо, а потом читает ему книгу или играет с ним в спокойные игры. А может, они вместе приготовят ужин к приходу папы. Такие запреты, после которых следует столько интересных занятий, — это вовсе не запреты, поэтому малыш внимательно отнесется к просьбе мамы и подождет столько, сколько нужно.

Трудно решить, в пользу или во вред сказать ребенку «нет». Но, несомненно, у него будет меньше в жизни проблем и иллюзий, если он с детства научится принимать этот мир таким, какой он есть, со всеми запретами и ограничениями…

На заметку

Сейчас очень популярны школы Монтессори, в которых детям ничего не запрещают. Ученики занимаются всем, чем хотят: кто-то увлеченно читает, а кто-то больше любит рисовать. В школах Монтессори запрещено слово «нельзя». Если ребенок начинает бросаться книжкой, ему просто дадут в руки мяч. Таким образом, вместо запрета он получает то, что хочет, но с небольшим изменением. Также и родители должны уважительно относиться к ошибкам ребенка, считая их важным жизненным опытом, и воздерживаться от оценок и суждений. Только позитивная атмосфера формирует интерес к учебе!

Больше об авторе
Нет отзывов
User image default
Похожие публикации
© ООО «Едимдома.ру»
Дизайн: «Belikov», 2017
Страницы
ЭкспертыО проектеРеклама на сайте
Ошибка? Выделите
и Ctrl + Enter.
Контакты
125040, Москва
ул. Правды, 21, стр. 1
+7 (495) 255-16-17
info@jvlife.ru