Нужно ли прививать детям любовь к чтению или книги полностью способен заменить компьютер? На эту тему существуют полярные мнения. Некоторые психологи утверждают, что в наше время произошла смена способа коммуникации. В Средневековье люди общались при помощи речи и слуха, с развитием книгопечатания актуальным стало получение информации из книг. В наше же время источником знаний является Интернет, а сама коммуникация стала аудиовизуальной. Что в этом страшного?
Москва
Игры разума: ребенок и гаджеты
Обилие гаджетов у детей, а главное, умение пользоваться ими с самого раннего возраста порой пугает и обескураживает. Как открыть для ребенка мир книг и найти золотую середину между жизнью реальной и виртуальной? Это одна из главных задач современных родителей.

«Мы постепенно отказываемся от воображения и переходим на зрительный регистр. Надо ли заставлять детей читать? Нет, конечно. Не будут они читать. И заставлять их бессмысленно».
Приверженцы этой теории считают, что главная задача родителей — эмоциональное воспитание. Они могут утешить и пожалеть, поскольку это единственное, чего нельзя найти в виртуальной реальности. Если ребенок ходит в школу, справляется с учебой, общается с родными, а в остальное время сидит за компьютером — это нормально.
Однако не все готовы согласиться с такой точкой зрения. Многие психологи, учителя да и сами родители уверены, что увлечение компьютерами уводит ребенка из реальности. И малыши, и подростки мгновенно погружаются в виртуальную жизнь.
«В такой ситуации происходит подмена системы ценностей, отпадает необходимость в реальном, живом общении. Ребенок уже не способен получать радость от встреч с друзьями или обычной прогулки. Он просто не умеет общаться, не имеет хобби, не читает. А с прекращением чтения разрушается канал передачи опыта между поколениями», — рассказывает детский психолог Николай Сергеев. Самым лучшим выходом из подобной ситуации становится строгое ограничение времени использования планшета и компьютера.
Хорошо, когда ребенок с малых лет ориентируется в новых технологиях и идет в ногу со временем. Плохо, если гаджеты заменяют ему реальность. Показать детям многогранность жизни и научить получать удовольствие от обычных вещей способны только родители. А значит, первым и самым важным шагом в отвлечении ребенка от гаджетов может стать пример мамы и папы. Никакой компьютер не заменит ребенку общения с родителями, поэтому, если мама предложит поиграть в куклы или собрать космолет из лего, слепить из пластилина зайца или склеить из картона настоящий замок, малыш обязательно отвлечется от планшета. Мало подарить игрушку, ребенка надо научить играть с ней. Отвлечь детей от гаджетов можно не только играми, в семье всегда найдутся варианты совместной работы: приготовление ужина, сервировка стола, уборка, закупка продуктов или уход за домашними питомцами. Очень важно, чтобы ребенок понял, что его работа — не формальность, а вклад в дела семьи. Инициатива нуждается в похвале, она придает смысл всем делам малыша.
Идеально, если у ребенка есть возможность общаться с другими детьми: в детском саду, школе раннего развития, в кружках или просто на детской площадке во дворе. Общение со сверстниками — один из главных ответов на вопрос, как отучить или отвлечь ребенка от компьютера, планшета или телефона. Общение позволяет выработать характер, научиться договариваться или отстаивать свои интересы. У ребенка появятся друзья, с которыми можно весело проводить время и без гаджетов, ведь ребенок тянется к планшету, только когда ему скучно.
Младшие школьники с удовольствием проводят время в кружках и секциях. Большинство детей активны, у них хватает сил на бассейн, футбол, танцы или батут и после школьных занятий. Прогулки же выходного дня стоит превратить в семейную традицию. Подросшему ребенку можно расписать на бумаге, сколько часов в год он тратит на сидение за компьютером и сколько всего за это время он бы успел сделать. Например, научиться играть на гитаре или заняться брейк-дансом. В крайнем случае, никто не отменял родительское «нет». Идеальный вариант — включать компьютер на строго определенное время или вообще убирать его из поля зрения детей.
С подростками, конечно, такой радикальный метод не пройдет. Планшет уже не спрячешь, да и учеба сегодня предполагает выполнение заданий на компьютере. Отвлечь повзрослевшее чадо играми в снежки — тоже не вариант. Пришло время позволить ребенку быть взрослым. Запретить Интернет невозможно, но контролировать процесс реально, лучше заблокировать все неблагоприятные сайты и установить фильтры для вирусов. Пусть проводит время за ПК с пользой — осваивает фотошоп или создает музыку. Вместо игрушек теперь самое время дарить абонемент в спортзал или билеты на концерт. В этом сложном возрасте ребенку необходим друг, если дома его выслушают и поймут, ему станет незачем скрываться в виртуальной реальности.
Чтение в какой-то мере тоже способно заменить компьютер. Однако дети не любят читать не только из-за увлечения гаджетами. Сегодня многие родители начинают обучать малышей грамоте с 2–3 лет, и уже к 4–5 годам все сказки оказываются прочитанными, а ребенок еще не в состоянии воспринимать более сложные тексты. О любви к чтению здесь говорить трудно, часто родители объясняют раннее обучение чтению детей подготовкой к школе. Но умение читать и писать вовсе не означает готовность ребенка к школьным будням. Гораздо важнее в этом возрасте развитие мелкой моторики и познание окружающего мира. Да, к 4–5 годам ребенка можно научить читать, и даже бегло, только в большинстве случаев это будет «механическое чтение». Ведь малыши учатся читать раньше, чем обсуждать и анализировать сюжеты, тогда как обсуждение сюжетов вместе с родителями в этом возрасте гораздо важнее. Пересказывая сказки на новый лад, приписывая героям невероятные поступки, можно сформировать у ребенка творческое воображение. А творческие дети обязательно потянутся к книгам.
Лучшее развитие речи и памяти для малышей — это заучивание стихов. Небольшое по размеру детское стихотворение — как раз тот объем и формат, который ребенок может понять, запомнить и пересказать за раз. Это очень важно. Совместное чтение перед сном — верный способ заразить ребенка любовью к книгам. Продолжение захватывающей или веселой истории дети обязательно захотят услышать следующим вечером. Кроме того, это отличный предлог пообщаться с малышом без гаджетов, поговорить с ним, услышать то, что он захочет рассказать.
Заинтересовать юного читателя помогут и диафильмы. Атмосфера приготовления к просмотру — белый экран, приглушенный свет и луч диапроектора — это уже приглашение в сказку.
Немаловажно, чтобы книги были ребенку интересны и подходили по возрасту. Обязательную программу он успеет пройти и в школе. Полюбить то, что скучно и непонятно, — дело сложное даже для взрослого человека. Детская литература не стоит на месте, и если детям не нравится то, что родители с удовольствием читали в детстве, стоит поискать новых интересных авторов, которые пишут о знакомой ребенку реальности.
Отличным вариантом как для малышей, так и для детей постарше будут аудиокниги. Не всегда родители обладают актерским талантом достойно читать сказки по ролям, а порой и усталость не позволяет им много времени тратить на книги. Аудиокниги помогают детям научиться концентрировать внимание и воспринимать большие объемы информации на слух. Детские книги озвучены профессиональными актерами, поэтому способствуют развитию речи и увеличению словарного запаса. И все-таки стоит соблюдать меру, слишком частое использование аудиокниг может привести к проблемам с визуальным восприятием текста. Да и аудиокниги не могут заменить внимание родителей, будьте уверены: между аудиокнигой и маминым чтением ребенок всегда выберет маму.
Стоит помнить, что художественная литература — это не единственный возможный вариант. Ребенок увлекается роботами или динозаврами? А может, мечтает стать покорителем космоса? Отлично! В этом случае замечательным подарком станет большая красочная энциклопедия. Сегодня магазины предлагают их в огромном количестве: целые серии энциклопедий о животных, рыцарях, пиратах, принцессах, растениях, космосе, динозаврах, самолетах и автомобилях.
Если ребенок уже умеет читать, это не значит, что его можно оставлять один на один с миром литературы. Ведь самое интересное — это обсудить с кем-нибудь прочитанное, поделиться впечатлениями. И очень хорошо, если родители будут в курсе того, чем увлекаются их дети, вне зависимости от возраста. Фэнтези или детектив нового интересного автора можно прочитать вслед за ребенком. В этом случае дети и родители всегда найдут о чем поговорить. По следам прочитанного можно посмотреть кино, если такое существует. Или, наоборот, найти литературную версию понравившегося фильма. Делясь ощущениями от прочитанного и увиденного, всегда можно выйти на переживания самого ребенка, ведь подростки не любят говорить о своих проблемах открыто. И, возможно, самое главное: привить ребенку желание читать по силам только читающим родителям. Чтобы дети читали книги, они должны расти в читающей семье.
По данным последних исследований, самой зависимой от гаджетов нацией считается Финляндия. Это объясняется доступностью Интернета и огромным количеством недорогих тарифов. А самой читающей страной в мире в последние годы является Индия. В среднем ее жители проводят за книгами 10,7 часов в неделю.
