XIX век явил целый ряд подобных примеров. Один из них связан со знаменитой династией промышленников Демидовых. Похоронив мужа в 1840 году, Аврора Карловна Демидова, не доверяя отчетам управляющих, приняла решение ехать на заводы в Нижний Тагил, с тем чтобы самолично вести дела. Новая владелица властною рукою стала наводить порядок — требовала ежедневного отчета о выходе готовой продукции, сократила обслуживающий персонал, провела ряд других преобразований.
Большое внимание Аврора Карловна уделяла тому, что принято сейчас называть социальными вопросами. По ее инициативе были построены богадельня, родильный дом, школы и детский приют. Создан также специальный фонд материальной помощи пострадавшим от несчастных случаев и их семьям.
Варвара Алексеевна Морозова, урожденная Хлудова, овдовев, взяла на себя нелегкое бремя управление Тверской мануфактурой хлопчатобумажных тканей. Ее невестка М. К. Морозова вспоминала: «Варвара Алексеевна была человеком широко образованным. Вместе с тем она была очень деловая и практическая, умела хорошо ориентироваться в коммерческих делах». Варвара Алексеевна стала прототипом Анны Серафимовны Станицыной — героини романа П. Д. Боборыкина «Китай-город».
Известный драматург Владимир Иванович Немирович-Данченко отзывался о ней так: «Тип в своем роде замечательный. Красивая женщина, богатая фабрикантша, держала себя скромно, нигде не щеголяла своими деньгами». Строительство в Москве на Девичьем поле психиатрической клиники стало одним из первых ее благотворительных начинаний. Тверская мануфактура располагала больницей, родильным домом, аптекой, санаторием, приютом для сирот, яслями, училищем, школой рукоделия, библиотекой. Все это — плоды усилий ее владелицы.
К династии предпринимателей принадлежала и Анна Михайловна Красильщикова. К 1848 году два бумаготкацких предприятия Красильщиковых приносили прибыль в 108 тысяч рублей. В 1860 году на заводе Красильщиковых появились паровая машина и 160 механических ткацких станков. Через два года Указ Правительствующего Сената возвел 1-й гильдии купца Антона Михайловича Красильщикова в потомственное почетное гражданство.
Его сын Михаил был человеком мягким и нерешительным. К тому же с ослабленным здоровьем. И неизвестно, как сложилась бы судьба семейного дела, если бы не взял он в жены Анну Хонину. Дочь купца из деревни Репино имела хорошее приданое. Но не это главное; супруга оказалась умной, энергичной, настойчивой, обладала твердым характером c организаторскими задатками. Анна Красильщикова стала вести все фабричные дела. Она добилась получения замороженных кредитов на достройку фабрики. В 1870 году установила вторую паровую машину, увеличила количество ткацких станков. Антон Михайлович Красильщиков скоропостижно скончался в 1875 году; фабрика была записана на имя его жены. На руках у вдовы осталось шестеро детей.
Анна Михайловна до мелочей изучила большое и сложное производство. Она вставала в 6 часов и трудилась до 10 вечера. Посещая заводы, беседовала с рабочими об их нуждах, оказывала помощь. К 80-м годам XIX века на ее предприятиях работало более полутора тысяч рабочих, сотни крестьянских семей брали пряжу на дом. Один миллион триста тысяч рублей — такой немалой и по нынешним временам была ежегодная прибыль.
Анна Михайловна построила земскую школу, больницу, общежития. В 1888 году передала свое обширное наследство сыновьям, но до конца своих дней (1902) оказывала посильное влияние на ведение ими дел. Считается, что именно она послужила прототипом горьковской Вассы Железновой.