Важно найти золотую середину. Нежелательны как постоянная опека и стремление контролировать каждый шаг маленькой личности, так и предоставление полной свободы.
Москва
Прививать детям самостоятельность — значит готовить их ко взрослой жизни. И хотя многим мамам хочется, чтобы их чадо как можно дольше оставалось маленьким и нуждалось в заботе, рано или поздно приходит понимание того, что от воспитания необходимых навыков никуда не деться. Как грамотно к этому подойти? Каким должен быть алгоритм?
Самостоятельность — понятие чрезвычайно многогранное. Это и умение самостоятельно одеваться, и способность постоять за себя даже в дошкольном детском коллективе. Все эти качества необходимо не только привить, но и максимально развить. Что для этого прежде всего необходимо?

«Воспитание самостоятельности невозможно без предоставления ребенку определенной степени свободы. Только так возможно формирование самостоятельной личности, способной отвечать за свои поступки. Однако предоставление полной свободы может сыграть злую шутку и привести к противоположному результату — безответственности в делах и поступках».
Итак, есть две вещи, которых родителям следует избегать.
Первая — предоставление ребенку полной свободы.
Вторая — чрезмерная опека и стремление сделать все за него.
И дома, и в детском саду, и в школе маленький человек должен чувствовать определенную ответственность. Она должна соответствовать его возрасту, и родителям нужно аккуратно, но настойчиво формировать в нем убеждение, что от его поведения очень многое зависит.
И чем раньше вы начнете воспитывать в ребенке самостоятельность и ответственность, тем лучше. С подростками сложнее. Это зачастую уже сформировавшиеся личности, хотя и их поведение поддается коррекции.

«Ребенок должен осознавать, что он делает, уметь предусматривать последствия, давать оценку тому или иному действию. Для этого рассказывайте, например, что может случиться, если он близко подойдет к горячей плите. Давайте оценку поступкам, а не малышу. Поощряйте действия, стремление к самостоятельности».
Малыш вымыл посуду, убрал игрушки — похвалите его, даже если сделал это недостаточно хорошо.
Самостоятельный ребенок — это кропотливая забота и даже работа родителей. Прежде чем требовать, нужно научить. Покажите, где место для игрушек, убирая их вместе, как пользоваться ложкой или рисовать.
Вот еще ряд действенных советов психологов и педагогов, которые помогут в воспитании самостоятельности и ответственности в вашем ребенке.
1. Не упустить момент
Обычно в возрасте около полутора-двух лет малыш заявляет: «Я сам!»
«Это самый подходящий момент для того, чтобы привить малышу самостоятельность… или навсегда отбить у него охоту делать что-то самому, — говорит воспитатель Вера Покровская. — Позвольте ребенку проявить свою самостоятельность в разных ситуациях. Тем более что дети постарше охотно занимаются тем, что им нравится. Воспитание самостоятельности можно тогда начинать с разных, пусть и простых, поручений».
2. Набраться терпения
Чем младше ребенок, тем дольше он будет пытаться сделать что-то сам: одеваться, собирать игрушки и т. п. Немудрено: малышу нужно достаточно времени на тренировки, поэтому запаситесь терпением и не мешайте ему. И еще нужно распланировать день так, чтобы у малыша был люфт по времени на все дела, которые он намерен совершить сам.
4. Не стремиться к идеалу
Кроха вряд ли сделает что-то идеально, пройдет какое-то время, пока он научится делать определенные вещи хорошо.
Поэтому не стоит подходить к ребенку с критической меркой перфекционизма.
Плохо заправленная кровать или неаккуратно сложенная одежда…
Не беда. Со временем все придет.
И ни в коем случае не бросайтесь тут же переделывать то, что у ребенка не совсем получилось. Это может плохо сказаться на самооценке. Доделайте чуть погодя и так, чтобы ребенок не видел.
5. Поощрять и хвалить
Если у малыша получилось самостоятельно одеться, умыться, убрать игрушки или сделать домашнее задание, похвалите, разрешите поиграть или посмотреть мультики, подарите небольшую игрушку, книжку или шоколадку. Хороший метод — в присутствии ребенка рассказать родственникам и знакомым о его маленьких победах.
Важно помнить: самостоятельный ребенок — тот, которого поддерживали родители. Они в него верили, хвалили, помогали. При любой неудачной попытке мотивируйте малыша словами, побуждайте попробовать снова. Верьте, что у него все получится, и в это поверит малыш.
Итак, похвала и поддержка. Если что-то не получается, а это неизбежно, нужно подбадривать ребенка. Хвалить его попытки выполнить задание, убеждать, что все получится. Но увлекаться и перегибать палку тоже нельзя. Ведь можно приучить к тому, что ваше чадо будет учиться самостоятельности только через подарки.
Агрессия, крики и ругательства также способствуют обратному эффекту.
6. Придумать обязанности
Придумайте для малыша посильные обязанности. Это может быть, например, уход за домашним питомцем, полив цветов, мытье посуды.

«Определенные домашние дела могут делать и совсем маленькие дети. Самостоятельная уборка игрушек. Затем раскладка вещей в шкафчике и расстановка их на своей полке. Если ребенок предпочитает хаос и беспорядок, следует искать причину в его личностных особенностях. Не стоит без спроса врываться в комнату и наводить там чистоту».
Если ребенок хочет все делать с вами, не отказывайте, помогите, покажите, как правильно делать домашние дела.
Хороший способ — показывать личный пример. У детей, особенно в раннем возрасте, развито стремление подражать взрослым, и хорошо, если это будут те качества, которые потребуются для последующей самостоятельности.
Не ругайте, если он пропылесосит стол, уронит на пол тарелку в процессе мытья. Старайтесь максимально вовлекать малыша в домашние дела: уборку, приготовление еды, выбор продуктов, предметов быта.
Если ребенок сделал что-то плохо, похвалите его и предложите переделать хорошо, только вместе — так вы не отобьете желание помогать. Не стремитесь сделать дела, не дождавшись ребенка.
«Хочешь еще помочь маме, давай сделаем… вместе» — эти слова действуют, как волшебное заклинание.
Вместо мелочного контроля, указания на ошибки надо сказать: «Давай помоем посуду (уберем игрушки, погладим белье) вместе».
Поэтому определите обязанности каждого члена семьи. Ребенок должен видеть, что делают родители, братья, сестры, и брать пример.
Для начала это могут быть просьбы сложить игрушки, сопровождающиеся восхищением, как красиво и аккуратно стало. Хорошо одновременно делать уборку, доверяя несложную работу. Требования к поддержанию порядка в детской при отсутствии его дома не дадут положительных результатов.
Еще один совет состоит в том, что при воспитании в ребенке самостоятельности следует учитывать возрастной фактор.
Разумеется, воспитывать детей нужно с младенчества. Самостоятельно двигаться, сделать попытку сесть, поползти, встать на ноги, выбрать игрушку — все это самые ранние проявления самостоятельности, которые ни в коем случае нельзя пресекать.
Прежде всего ребенка стоит научить находить занятия, играть самостоятельно. Уже после года малыш должен находить себе занятие, не требовать постоянного внимания. С возрастом увлечений должно становиться больше. Это поможет людям, страдающим излишней родительской опекой, снизить тотальный контроль.
Как уже отмечалось, если у малыша есть старшие братья, сестры, скорее всего, он будет брать с них пример. В детском саду все становятся самостоятельными, ориентируясь на старших детей.
Итак, формирование личностных качеств ребенка во многом зависит от того, как ведут себя с ним родители, общаются и воспитывают.

«Для каждого периода жизни нужно найти соответствующее взаимоотношение между взрослым и ребенком. И как бы ни хотелось контролировать детей, родителям следует научиться предоставлять им определенную свободу, выбор.
Начиная с младенчества важно предпринимать шаги для постепенного развития самостоятельности у ребенка. По мере взросления должна меняться тактика к поддержанию и развитию личностных качеств».
Чрезвычайно важно не подавлять инициативу. Маленькие дети стремятся участвовать во многих делах, пытаются помогать, но по мере взросления это желание снижается, и чтобы такую вероятность свести к минимуму, одновременно приучить к самостоятельности, нужно поддерживать инициативу ребенка, даже если это приведет к некоторым дополнительным трудностям.
К шести-семи годам ребенок уже частично сформировавшаяся личность. Управлять им становится сложнее. Возникают протесты, противоречия, некоторые дети пытаются даже диктовать свое мнение. Задача родителей — регулирование действий таким образом, чтобы уже сформированные задатки самостоятельности укреплялись, а также образовывались новые.
Жесткое пресечение в детях зачатков самостоятельности, как и небрежное отношение к ребенку могут аукнуться в дальнейшем инфантилизмом, полной неспособностью брать ответственность на себя.
Еще нужно знать, что сильные самостоятельные личности вырастают в основном у самостоятельных и целеустремленных родителей. Детей нужно любить, но необходимо постепенно освобождать от опеки. Что совсем не противоречит любви. С годами детей надо опекать и контролировать все меньше. В противном случае ребенок эмоционально так и останется ребенком. И чем больше разумной свободы дадут ему родители, тем успешнее и счастливее он будет в жизни.
Так что правило золотой середины действенно и в нелегком деле воспитания детей. Придерживайтесь его, и ребенок вырастет цельной личностью.
