Мы ехали до Норвегии на автодоме из Москвы. Для первого раза решили, что лучше сделать это в русской конторе, с русскоговорящим менеджером, который нам все подробно расскажет, а также сможет нас консультировать удаленно без языкового недопонимания. Часть нашей компании очень хотела побывать в Дании и посмотреть на мосты — Эресуннский и «Большой Бельт», поэтому добираться мы решили через Латвию, Литву, Польшу и Германию, попутно заехав к нашему приятелю в Гамбург. Да и закупиться продуктами намного дешевле в Польше, чем в странах Скандинавии.
Не указан
Норвегия — одна из самых дорогих стран. Но это не отбило наше желание увидеть тысячелетние ледники, заснеженные горы, водопады и фьорды, от которых просто мурашки по коже. Поэтому мы решили сэкономить на самых крупных тратах — жилье и еде, арендовав в Москве автодом. Тем более что такое путешествие обещало разительно отличаться от всех предыдущих. Так собралась компания из весельчаков, которых не пугала перспектива жить вшестером на нескольких квадратных метрах. Мы уже ездили все вместе в совместное путешествие, но чтобы так близко жить друг с другом — это впервые. Спойлер: две недели в тесном помещении не рассорили нас, даже сблизили, а природа оказалась куда завораживающее, чем мы видели на фотографиях.
Основной сезон путешествия по Норвегии — июль-август, именно в эти месяцы в поездку отправляется весь туристический поток, который выстраивается в очередь для фото на Языке Тролля, а Прекестулен с самого утра заполнен толпами зевак. Отчасти поэтому мы и решили ехать на майских праздниках. Да, было холоднее, чем в летние месяцы, некоторые туристические агентства утверждают, что и погода хуже (с чем мы не согласны, погода в Норвегии переменчива всегда, и никогда нельзя быть уверенным, что через полчаса не пойдет дождь), да и в это время открыты еще не все дороги и видовые площадки. Например, зимой из-за погодных условий и заснеженных дорог закрыты Гейрангер, Стена и Дорога Троллей, пеший маршрут к Языку Тролля местами скользкий и заснеженный. Но если перспектива стоять в очереди за красивой фотографией и туристы вокруг вас пугают куда больше, чем промокшие ноги и необходимость продумать маршрут более тщательно, тогда смело отправляйтесь в Норвегию весной или осенью!
Для поездки в Норвегию нужна обычная шенгенская виза, как и в любую страну из зоны Шенгенского соглашения. Получить ее не сложно, достаточно собрать необходимые документы и подать их в визовый центр. Обычно они стандартны: бронь отелей (в нашем случае договор и чеки на оплату автодома), страховка на все время поездки, билеты туда-обратно (у нас — документы на автодом), справка с работы/учебы и загранпаспорт.
Чтобы без происшествий проехать на арендованном автодоме в Европу, вам нужно:
• Договор.
• Доверенность от компании арендатора на имя водителя (если берете автодом у юрлица, то можно не нотариально заверенную, если же у частного — доверенность нужно заверить).
• Свидетельство о регистрации авто.
• Green card. Она делается в страховой компании и обойдется примерно в 2500 ₽, для получения нужен стс на машину и паспорт. Ее также можно сделать в ларьках по пути к границе.
Во-первых, Норвегия — это не бюджетно, основные траты всегда приходятся на жилье и передвижения. Автодом решает сразу обе. Во-вторых, в Норвегии очень красивая природа, а кемпер дает возможность остановиться на ночевку практически в любом приглянувшемся месте. Чтобы не платить за парковку и кемперы (специально оборудованные стоянки для автодомов), мы пользовались удобным приложением по поиску бесплатных мест — park4night. Это must have поездки на автодоме, там не только список парковок, бесплатных кемпингов и стоянок на красивой природе, но и точки, где можно слить продукты жизнедеятельности и заправиться водой. Сложностей с поиском таких мест у нас не было, в этом плане Норвегия очень развита.
Почему мы брали автодом в России, а не сэкономили время и не арендовали его сразу в Европе? Нам пришлось сделать большой круг, прежде чем мы добрались до точки назначения. Латвия, Литва, Польша, Германия, Дания — эти страны мы проезжали практически не останавливаясь, тормозили лишь для того, чтобы закупиться продуктами, и в красивых местах по дороге. Это не совсем удобно, в будущих поездках я бы не стала так строить маршрут, но часть нашей компании хотела побывать в Дании и заехать к приятелю в Гамбург, поэтому маршрут получился не самым оптимальным. Зато он был насыщенным!
Вернемся к вопросу, почему сняли дом именно в Москве. Если с прокатом машин еще более-менее понятно, то как правильно выбрать автодом и на что обращать внимание при его осмотре, мы не знали, а форумы ответов нам практически не дали. Арендуя его в московском офисе, мы могли хоть каждый день приезжать, осматривать, планировать, где разместить вещи всей толпы, и далее по списку. Также огромный плюс — любую поломку (тем более если она не по твоей вине) можно обсудить и оспорить с компанией уже по приезде. Если берешь кемпер в другой стране, то задержаться не сможешь, ведь рискуешь опоздать на самолет, например.
Еще европейские компании чаще прописывают штрафы и считают стоимость заводских деталей, ведь им проще заказать новый бампер из соседней Германии, чем чинить самостоятельно. Тогда как российские конторы экономии ради ремонтируют кемперы своими руками в автомастерских. У нас так и было: рано утром мы сбили оленя и повредили деталь. В панике полдороги выясняли, где ее можно купить у официальных поставщиков в Европе. Узнали, что ее цена около 800 € в Германии (~ 70 000 ₽), расстроились и так и не нашли ее, но в итоге за ремонт в России с нас взяли всего 14 000 ₽, потому что механики нарастили ее самостоятельно. Да и обсуждать все нюансы, которых ты не знал до поездки, на родном языке значительно проще и эффективнее.
Возьмем ли мы в следующий раз автодом? Да, в этой поездке куда больше плюсов и экономии, чем минусов.
Будем ли мы брать его в Европе?
Скорее всего, да, потому что теперь знаем, на что обращать внимание и чего делать категорически нельзя.
На что обращать внимание при выборе автодома:
• На договор. Обязательно прочитайте его несколько раз, желательно, чтобы это сделали несколько человек, потому что один может что-то пропустить. Мы чудом избежали проблем на границе, потому что на обратном пути, при пересечении границы Латвия — Россия, оказалось, что в нашем договоре прописано совсем другое авто. Почему это не заметили мы в самом начале? Потому что проглядели и не могли даже представить, что там может быть прописан другой автомобиль. Как нас пустили в Европу с договором на другую машину? Везение, невнимательность и таможенники, которые не попросили договор при въезде. Но такое совпадение могло обернуться на самом деле большим провалом по времени и разбирательствами.
• Узнайте, можно ли застраховать машину на внутренние поломки. Думаю, мы бы воспользовались этой возможностью, будь бы она. Автодом довольно хрупкий внутри, можно что-нибудь случайно сломать.
• Проверьте все, что может открываться/закрываться в машине, и спросите обо всех особенностях ее эксплуатации, тонкости и прочее.
Нескольким людям в поездке нужен был стабильный интернет для работы. В Норвегии 5G ловит практически везде, даже на вершине Прекестулена, поэтому проблем с доступом в Интернет у нас практически не было. Сим-карты можно взять на сайте euro-sim.ru или euroroaming.ru. В больших городах у них есть доставка курьером, а также много точек продаж.
Мы рассматривали тарифы, где большой пакет интернета, звонки нас не интересовали вообще, поэтому самые выгодные — simyo и orange.
Simyo: 28 Гб за 17 €, работает практически во всей Европе, за сим-карту нужно будет заплатить 50 €, часть денег зачислится на счет.
Мы пользовались сим-картой orange, купили на сайте euroroaming.ru за 2555 ₽, на один загран можно взять две сим-карты. Взяли по 10 Гб, кто-то растянул их на все две недели поездки, кто-то докупал Гб в пути. На сайте есть подробная инструкция, как пополнять счет.
Сим-карты нельзя активировать в России, иначе сгорят деньги, также нежелательно пользоваться ими на паромах между странами, могут снять за это дополнительные деньги.
Наш путь длился 14 дней, за это время мы проехали около 6000 км.
Мы объехали практически весь запад Норвегии, поэтому вот список обязательных мест, кроме Языка Тролля и Атлантической дороги:
Прекестулен, Стена и Дорога Троллей (даже если дорога закрыта, то забраться наверх можно пешком), озеро Лоен, ледник Бриксдаль и национальный парк Йостедалсбреен, где он находится, Гейрангер (хоть мы и не попали, но в округе очень красиво) и смотровая площадка Аурланд. Помимо этого, мы останавливались во многих маленьких городах и деревушках, чтобы переночевать или поесть: Fredericia, Jørpeland, Tyssedal, Olden и др.
Если едете в Норвегию не в туристический сезон, то обязательно следите за перекрытыми дорогами на официальном сайте.
Паромов в Норвегии много. Иногда без них не обойтись совсем, особенно на западе, где фьордов очень много. Ходят паромы, как автобусы, каждые 15−30 минут. Стоимость проезда зависит от количества пассажиров (в среднем 35−50 NOK за каждого) и размера вашего авто. Автодом до 7 м обойдется в 250−400 NOK, сэкономить можно, если сказать, что ваш кемпер до 7 м (у нас был 7,3 м, но мы говорили, что он 7 м в длину), и прятаться, оставляя 2−3 человека на виду, в сумме это дает неплохую экономию.
Паромы между странами покупали на этом сайте.
Большая часть дорог в Норвегии платные, их стоимость можно узнать здесь.
Оплата дорог автоматическая, чтобы не словить штрафы, зарегистрируйте машину на этом сайте, и счета придут вам автоматически (примерно через месяц нам пришел счет на 60 €).
Стоимость дизеля в Норвегии примерно 17 NOK, или 1,7 €. Автодом в среднем тратит около 12 литров на 100 км.
Важно: если вы будете заправляться на автоматических заправках, где вместо кассиров стоит автомат для карты, то на ней будет заблокирован депозит в 1500 NOK. Банк разблокирует их после подтверждения операции, но это может занять как неделю, так и месяц. Нужно учитывать это и либо не заправляться на подобных заправках, либо оставлять на карте внушительный запас.
Сколько вы потратите на еду в Норвегии, полностью зависит от вашего бюджета. Можно закупаться в супермаркетах, но это довольно недешево. В среднем небольшая закупка продуктов (хлеб, молоко, сок) выходила в 1500−2000 ₽, поэтому основной закуп продуктов мы планировали в Польше/Латвии. Цены не сильно отличаются от московских, поэтому мы заранее составили меню на все дни и закупились впрок.
Также можете попробовать порыбачить, удочки продаются на заправках, в супермаркетах и специализированных магазинах. Для ловли в море лицензия не нужна, но для пресноводных водоемов она уже потребуется.
В автодоме есть бак на 100 литров воды, довольно удобный небольшой душ и биотуалет. Объема воды хватает на то, чтобы каждый из нас шестерых мог помыться в теплой воде. Заполняли мы его на любой заправке, практически везде есть кран, а у нас — шланг. В Норвегии вода везде пригодна для питья, поэтому дополнительно мы ее не покупали, заливали в бутылки и готовили на ней же. Обязательно захватите с собой сеточку для раковины и средство для прочистки труб, чтобы не искать их в ближайших супермаркетах на незнакомом языке.
С биотуалетом не намного сложнее. Система устроена таким образом, что никакого запаха внутри автодома нет. Все чисто и аккуратно, заполняете сменную кассету водой, добавляете специальный химикат, и в туалете всегда пахнет елочкой. Сливали мы все отходы в канализацию или в бесплатных кемпингах. Воду в поездке мы все равно старались экономить, чтобы лишний раз не заезжать на заправки. Тут главное — как вы договоритесь.
Когда нам сказали, что итальянский автодом Rino хрупкий, как карточный домик, мы подумали, что они преувеличивают. Но сломанная напополам кровать, оторванная ручка от двери, треснувшая спинка сидения, вылетевшая дверца, не говоря уже о бамперах, которые нам помял олень, доказали, что с автодомом нужно быть аккуратнее. Поэтому вот несколько, казалось бы, простых правил, которых на самом деле не так уж и просто придерживаться:
• Нельзя ходить во время движения. Любая маленькая кочка, поворот или неожиданное торможение заставит вас схватиться за мебель, которая чуть что норовит сломаться даже от небольшого давления.
• Нельзя лежать на кровати вдвоем. Максимальный вес, который выдерживает кровать, — 90–100 кг. На одной из кочек кровать треснула под тяжестью нашей парочки.
• Не готовьте на ходу. Иногда очень хочется перекусить, а до остановки еще ехать и ехать. Запаситесь бутербродами заранее, готовить на ходу неудобно и даже опасно.
• Если что-то не открывается с первого раза, это не значит, что оно заклинило, значит, вы просто что-то не так делаете. Не применяйте к этому силу, не тяните и не толкайте слабые механизмы.
• Не сдавайте задом без штурмана. Габариты автодома не чувствуются, поэтому сломать задний бампер очень просто. Паркуйтесь в специально отведенных местах, а то рискуете лишиться бампера, как мы.
• Не ездите по ночам. Знак «Осторожно, олени» тут не ради красоты висит, вся Европа буквально усыпана оленями, которые бегут на свет фар, наша помятая машина была тому подтверждением.
• Обязательно обращайте внимание на высоту тоннелей. Высота автодома — 3 м, а некоторые тоннели в Норвегии меньше, такая невнимательность может встать вам в круглую сумму.
• Всегда проверяйте, закрыты ли шкафчики на замок. Закрывайте, убирайте, прячьте и привязывайте все, что не убрано, себя в том числе.
Что мы познали на опыте:
• Не планируйте долгие переезды, лучше лишний раз срежьте маршрут на пароме, если есть такая возможность. Проезжать Латвию, Литву, Польшу и Германию по автострадам было не так уж и интересно, но съело добрых пару дней нашего путешествия.
• Не доверяйте слепо картам и навигаторам. Иногда самый короткий маршрут по километражу — не обязательно самый быстрый, даже если карты говорят вам об обратном. Прокладывайте максимум по крупным трассам и магистралям, если вы спешите.
• Не ездите ночью, максимум — ранним утром. Это утомительно для водителя и штурмана, а также вокруг всегда куча животных, которые норовят прыгнуть под колеса и помять вам машину.
• Не закладывайте часто большие перегоны (11–12 часов в пути). Водители — не таксисты, тоже хотят отдыхать и веселиться. 6–7 часов в пути каждый день — оптимально.
• Не избегайте платных трасс. Куда больше потеряете времени и бензина, когда будете проезжать по плохим объездным дорогам.
• Если едете в Норвегию не в туристический сезон, то следите за перекрытыми дорогами на официальном сайте.
• Чтобы не платить за ночевку и кемперы, пользуйтесь удобным приложением по поиску бесплатных мест — park4night.
Возможность уединиться хотя бы на 2 жалких квадратных метрах — многого стоит. Кто-то умудрялся медитировать, сидя на полу, кто-то сидел весь в работе, а для кого-то уединение находилось за рулем авто. Мы все разные. Шесть человек в одном тесном помещении на протяжении двух недель. Да, звучит как сценарий к низкобюджетному психологическому триллеру с элементами комедии.
Неделя вшестером в таком тесном пространстве — идеально. Две недели — это уже чтение совместимости ваших знаков зодиака и приступы язвительности. Но если компания подобрана удачно, то и это превращается в добрые воспоминания. Конечно, периодически мы ругались из-за обуви на пороге, грязных носков на полу или купленных за 1500 ₽ яблок.
Но мы учились слышать, помогать без лишних просьб, вести себя потише или в нужный момент просто оставить друг друга в покое. И я считаю, что у нас это получилось.
Итог: чуть больше 6000 км, 14 дней на поездку, чуть больше 60 000 ₽ на каждого, два водителя и заряд энтузиазма — маршрут получился насыщенным, но мы из тех, кто любит концентрированные поездки, а выспаться, отдохнуть и переварить увиденное можно и дома, верно?
И напоследок несколько мотивирующих видео от наших фото- и видеографов:
