Школьная программа на экране — классика отечественной литературы XX века

6043
3
0
развлечения ∙ семья

05 июля 2019, 13:15
развлечения ∙ семья
Школьная программа на экране — классика отечественной литературы XX века
Высоцкая Life ∙ Администратор,
Москва
19 июня 2019, 15:55

Летние каникулы — время не только для отдыха, но и для работы, особенно у школьников. Ученикам задают чтение книг по литературе на лето. И иногда бывает так, что читать не особенно хочется, да и книг подходящих под рукой нет, тем более если ты на даче или на море. В этом случае можно посмотреть всей семьей фильмы, снятые по литературным произведениям из школьной программы. Конечно, они не заменят чтение произведений, но могут заинтересовать и создать ощущение эпохи и атмосферы книг из списка обязательной литературы. Как раз о таких фильмах мы и решили рассказать вам. 

«А зори здесь тихие», 1972 (по повести Бориса Васильева)

«А зори здесь тихие», 1972 (по повести Бориса Васильева) Режиссер: Станислав Ростоцкий.

Сценаристы: Станислав Ростоцкий, Борис Васильев.

Киностудия имени Горького.

Станислав Ростоцкий блестяще сыграл на контрасте черно-белых военных будней и цветных воспоминаний девушек об их довоенном прошлом. Традиционная тема народного героизма органично сочеталась в картине с темой противоестественности войны, обрекшей на гибель еще только начинавших жить героинь. Довольно подробно раскрыты характеры главных героев. Яркой и драматичной получилась сцена гибели героини Ольги Остроумовой...

«Без солнца», 1987 (по пьесе Горького «На дне»)

«Без солнца», 1987 (по пьесе Горького «На дне») Режиссер и сценарист: Юлий Карасик.

Киностудия Мосфильм

«Без солнца первое название, которое сам Горький дал своей пьесе и которое, как нам представляется, наиболее соответствует ее сути. Ибо это произведение не о дне и его людях, а о неистребимом, страстном стремлении людей из тьмы к свету, к солнцу», говорил Юрий Карасик.

Этот фильм можно назвать демонстративно театральным.

«Без солнца» придерживается строгих рамок реалистического, социально-психологического подхода к пьесе Горького. Правда, режиссер отказался от тщательного бытописания «дна», характерного, скажем, для исторического спектакля МХАТа. Как известно, в ходе подготовки «На дне» великие русские актеры дружно посещали Хитров рынок, изучая подробности жизни босяков, того самого «дна»…

«Белая гвардия», 2012 (по роману Михаила Булгакова)

«Белая гвардия», 2012 (по роману Михаила Булгакова) Режиссер: Сергей Снежкин.

Сценаристы: Марина Дяченко, Сергей Дяченко, Сергей Снежкин.

«Нон-стоп продакшн» при участии «Твин-Медиа».

По признанию критиков, экранизация получилась блестящей. Такой, что даже превзошла книгу. Фильм вышел действительно о войне и трагедиях людских судеб. Правда, совсем теряется тот воспетый в романе теплый уют, переданный Владимиром Басовым в старой телепостановке «Дней Турбиных».

«Дни Турбиных», 1976 (по роману Булгакова)

«Дни Турбиных», 1976 (по роману Булгакова)В 1976 году Владимир Басов снял трехсерийный телевизионный художественный фильм «Дни Турбиных» по одноименной пьесе М. А. Булгакова, которая, в свою очередь, была создана писателем на основе романа «Белая гвардия». Пьеса готовилась по заявке Московского художественного академического театра, поступившей в июле 1925 года. Осенью 1926 года постановка была разрешена, но в дальнейшем текст пьесы перерабатывался.

Владимир Басов, сыгравший в своем фильме роль штабс-капитана Виктора Мышлаевского, сумел создать впечатляющий киносюжет о событиях конца 1918 — начала 1919 года в Киеве.

Фигура полковника Турбина наиболее значима в этом произведении. Андрей Мягков создал поразительный образ офицера, который принимает нелегкое решение распустить корпус во избежание бессмысленной гибели молодых людей. Сам же не изменяет своему долгу, остается на боевом посту, не срывая погоны. Замечательная игра талантливых актеров советского кино и театра, мастерская постановка, чудесное оформление с тонко подобранным музыкальным рядом (песенка юнкеров «Здравствуйте, дачники!», романс «Целую ночь соловей нам насвистывал», песня «Бронепоезд Пролетарий» и другие) обеспечили успех «Дней Турбиных». Фильм был включен в число ста лучших произведений советского экрана.

«Два капитана», 1955/1976 (по роману Каверина)

«Два капитана» (по роману Каверина) 1955/1976В советское время роман Вениамина Каверина «Два капитана» экранизировали дважды. В 1955 году режиссер Владимир Венгеров снял первую киноверсию на «Ленфильме». Экранизация передает увлекательный, приключенческий сюжет романа. Однако есть и отличия. Из-за ограниченного экранного времени в фильме выпали из кадра многие заметные персонажи — Петр Сковородников, доктор Иван Иваныч, Гаер Кулий. Вскользь показана сестра Сани Григорьева. В фильме пропущены и многие события детства Сани.

Через 21 год появились новые «Два капитана». Шестисерийный приключенческий фильм стал последним для режиссера Евгения Карелова, известного по картине «Служили два товарища».

Первые три серии, называвшиеся «Старые письма», «Татариновы», «Катин отец», были сняты строго по книге. В оставшихся трех — «Дневник штурмана Климова», «Бороться и искать...», «...Найти и не сдаваться» — авторы фильма позволили себе некоторые вольности. Однако это не изменило общую сюжетную канву романа Каверина.

«Живет такой парень», 1964 (по рассказам Шукшина)

«Живет такой парень», 1964 (по рассказам Шукшина) Жанр: мелодрама, комедия.

Режиссер-постановщик, автор сценария: Василий Шукшин.

Киностудия имени Горького.

Фильм «Живет такой парень» был снят Василием Шукшиным по мотивам своих же рассказов «Классный водитель» и «Гринька Малюгин» из сборника «Сельские жители». Фильм соткан из эпизодов-встреч с разными людьми. Раскрываются характеры директора совхоза, сельской библиотекарши, москвича-инженера, директора нефтебазы…

Картину снимал опытный оператор Валерий Гинзбург. Василий Шукшин познакомился с ним на съемках картины Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими», в которых оба принимали участие.

«Жизнь Клима Самгина», 1986–1988 (по роману Горького)

Режиссер: Виктор Титов.

Киностудия «Ленфильм».

Эпической силы произведение, снятое уже на излете СССР. Тогда оно казалось пророчеством. Актуальным, впрочем, остается и сегодня. Грустная сказка о мальчике, чувствующем свою особость. Однажды на замерзшем озере ему попал в глаз осколок льда. И вот там, где одни видят умопомрачительных красавиц, он угадывает очертания демонов…

В четырнадцать серий укладывается история России с 1877 по 1917 год. Это библейские сорок лет скитаний по пустыне в поисках истины. Превосходно отражены стремления, чаяния и порывы людей той эпохи. Как и постепенное нарастание хаоса. Погружение России в бездну.

«Молодая гвардия», 1948 (по роману Фадеева)

«Молодая гвардия», 1948 (по роману Фадеева)Режиссер: Сергей Герасимов.

Киностудия им. М. Горького.

Экранизация была создана по горячим следам и по праву считается лучшей, чего не скажешь о последней киноверсии, снятой недавно.

Созданные блестящими актерами образы получились полнокровными и яркими, живыми. Прекрасно передан сам дух той героической эпохи.

«Бег иноходца», 1969 (по мотивам повести Ч. Айтматова «Прощай, Гульсары!»)

«Бег иноходца», 1969 (по мотивам повести Ч. Айтматова «Прощай, Гульсары!»)Режиссер: Сергей Урусевский.

Сценарий: Чингиз Айтматов.

Экранизация советского и киргизского классика получилась чрезвычайно удачной. Философской, как и само произведение великого писателя.

По горной тропинке скачет Танабай на своем иноходце Гульсары. Однако «скачет» — громкое слово. Конь очень стар. Это для него, видимо, последний путь. Его хозяин это понимает. Но бросить коня он не может. С Гульсары связана вся его жизнь…

Фильм — шедевр операторского мастерства. Серо-черный колорит сюжетной линии пронизан смертью Гульсары. Игра на противостоянии то солнечного, то лунного света приобретет символически-философское значение. Отточенное внимание к деталям, к оттенкам освещения, к небу, тучам, грозе иногда заставляет забывать о сюжете и просто любоваться. Буквально каждым кадром.

«В круге первом», 2006 (по одноименному роману Солженицына)

«В круге первом», 2006 (по одноименному роману Солженицына)Режиссер: Глеб Панфилов.

Сценарист: Александр Солженицын.

Кинокомпания «Вера».

Десятисерийная эпопея достаточно подробно раскрывает произведение классика. События разворачиваются в 1949 году — на исходе сталинской эпохи. Это отрезок жизненного пути героя книги Глеба Нержина — математика, принявшего решение вновь погрузиться в кошмар лагерей. Но не изменить своей совести. Экранизированная история о победе сильного духа над тоталитаризмом, стремящимся растоптать личность всеми возможными методами — как физической жестокостью, так и моральными унижениями.

«Доктор Живаго», 1965/2002/2006 (по одноименному роману Пастернака)

«Доктор Живаго» (по одноименному роману Пастернака), 1965/2002/2006Фильм, снятый режиссером Дэвидом Лином в 1965 году, вышел спустя пять лет после смерти Бориса Пастернака и стал одной из самых успешных в кассовом плане картин в истории американского кинематографа.

Английская экранизация 2002 года режиссера Джакомо Кампиотти представляет собой мини-экранизацию, которую нельзя назвать успешной.

Сериал Александра Прошкина, созданный по сценарию Юрия Арабова в 2006 году, стал первой (и пока единственной) отечественной экранизацией «Доктора Живаго». Пролеживаются отступления от сюжета книги, но насколько это умаляет достоинства фильма — судить зрителю.

«Довлатов», 1992/1998/2015/2017

«Довлатов», 1992/1998/2015/2017Первое произведение Довлатова, экранизированное в России, датируется 1992 годом. Телевизионный фильм по мотивам рассказов из цикла «Зона: записки надзирателя» снял украинский режиссер Сергей Члиянц. Шестью годами позже восьмиминутную короткометражку «Когда-то мы жили в горах» сняла Ульяна Шилкина. Далее Алексей Мизгирев, который позже прославится фильмом «Дуэлянт», создал фильм о двух солдатах. По признанию критиков, самой успешной экранизацией произведений Довлатова является фильм Станислава Говорухина «Конец прекрасной эпохи», вышедший на экраны кинотеатров в 2015 году. Картина снята по сборнику рассказов «Компромисс».

В 2017 году был снят биографический фильм Алексея Германа — младшего «Довлатов» — первый полнометражный байопик о Довлатове.

В 2018 году сценарист «Елок» Анна Матисон выпустила свою режиссерскую работу «Пушкин. Виски. Рок-н-ролл» — вольную интерпретацию повести Довлатова «Заповедник». В создании фильма принимали участие такие мастера киноискусства, как Сергей Безруков, Евгения Крегжде, Анна Михалкова, Гоша Куценко и другие.

«Донская повесть», 1964 (по произведениям Шолохова)

«Донская повесть», 1964 (по произведениям Шолохова) Режиссер: Владимир Фетин.

Сценарист: Арнольд Витоль.

Киностудия «Ленфильм».

По мотивам рассказов М. Шолохова «Шибалково семя» и «Родинка».

В центре фильма — судьба пулеметчика Якова Шибалка. Возлюбленная красного казака Дарья, мать его ребенка, оказывается шпионкой белых. В этом она призналась любимому мужу при родах. Революционный долг оказывается превыше всего... Картину «сделал» дуэт Евгения Леонова и Людмилы Чурсиной, ставшей после картины кинозвездой.

С позиции нашего времени кинопроизведение можно рассматривать как апологетику бессмысленности братоубийственной войны, перемоловшей тысячи и тысячи жизней и судеб.

«Тихий Дон», 1930/1957–1958/2006/2015 (по роману Шолохова)

«Тихий Дон» (по роману Шолохова) 1930/1957–1958/2006/2015Великое произведение нобелевского лауреата экранизировали четырежды.

✓ В 1930 году, когда были известны только две первые книги романа, режиссеры Ольга Преображенская и Иван Правов сняли немую версию «Тихого Дона», озвученную в 1933 году. «Союзкино».

✓ Вариант 1958 года отличается от первой экранизации и полнотой истории, и самим подходом к съемкам. Прослеживается усиление идеологической составляющей. Это, с одной стороны, затягивает действие, с другой — усложняет и углубляет картину. Роман Шолохова интересен именно своей многослойностью, и это в полной мере отражено в данной кинокартине.

На роль красавицы Аксиньи пробовалась знаменитая Нонна Мордюкова. Однако режиссер взял женственную Элину Быстрицкую. «Тихий Дон» Герасимова побил все рекорды по кассовым сборам, а впоследствии вошел в золотой фонд советского кинематографа.

Режиссер: Сергей Герасимов. Киностудия им. М. Горького.

✓ Экранизация 2006 года Сергеем Бондарчуком признана откровенно неудачной.

✓ И наконец, четвертая, последняя на сегодняшний день версия экранизации «Тихого Дона». Сегодня «Тихий Дон» режиссера Сергея Урсуляка — самая длинная киноадаптация шолоховского текста (14 серий по 43 минуты). Создатели досконально проработали внешний вид и поведение героев, а также реквизит и декорации. Даже лошади, задействованные на съемках, — представители знаменитой «боевой» донской породы.

Правда, из сценария фильма были исключены сюжетные линии и некоторые герои, игравшие заметную роль в романе. Главной темой всей картины оказалась связь Аксиньи и Григория. Сергей Урсуляк уверен: книги, подобные шедевру Шолохова, надо переводить на киноязык чаще: «Сегодня новая экранизация необходима для того, чтобы вновь вернуть роман в круг обсуждения, привлечь новую волну интереса к нему, заново раскрыть Тихий Дон для зрителя».

И это действительно так. Поэтому просмотр экранизаций литературных произведений школьной программы, несомненно, пробудит интерес к чтению, что, к сожалению, для нынешнего молодого поколения отнюдь не характерно.

Больше об авторе
Рекомендуем также
%d0%b3%d0%bb%d0%b0%d0%b2%d0%bd%d0%bd
%d0%b3%d0%bb%d0%b0%d0%b2%d0%bd%d0%bd
развлечения
От СССР до Голливуда: подборка фильмов Андрея Кончаловского
246587 original
246587 original
развлечения
Книги в телевизоре: 10 лучших экранизаций классики
15 ноября
4489
Mv5botkzn2vhzdatyt
Mv5botkzn2vhzdatyt
развлечения
Лучшие экранизации литературных произведений
10 ноября
10104
Нет комментариев
User image default
© ООО «Едимдома.ру»
Дизайн: «Belikov», 2017
Страницы
ЭкспертыО проектеРеклама на сайте
Ошибка? Выделите
и Ctrl + Enter.
Контакты
125040, Москва
ул. Правды, 21, стр. 1
+7 (495) 255-16-17
info@jvlife.ruРеквизиты