Я работала в инклюзивном саду. Были детки, которые могут убегать, и даже у них не всегда был номер телефона родителей. Это обязательно. Выучите его с ребенком наизусть. Если пока не может, сделайте карточку со своими данными, и пусть она всегда лежит в кармашке. Это не сложно, но это гарант безопасности. И дело не в страшном мире, а в том, что дети довольно часто теряются — и переживают страшнейшие минуты. То же самое касается и адреса.
Москва
В определенный момент перед всеми встает вопрос, как объяснить ребенку, что мир — это не всегда безопасно. Хочется защитить, предостеречь, но в меру — не пугая и не заставляя прятаться под юбкой. Как объяснить ребенку, что этому дяде помогать не нужно, даже если он очень просит донести ему сумку до машины? Или что не стоит есть конфеты из рук любой красивой тети? Предлагаю вашему вниманию такие правила безопасности.
1. Донесите до ребенка, что люди бывают разные. Это не запугивание, это социальный интеллект. Люди разные, но не просто плохие/хорошие. Расскажите о добрых и злых, о том, как все по-разному строят свою жизнь и иногда ошибаются.
2. Доверять — хорошо. Но только близким. С остальными — интересно знакомиться, узнавать. Люди не сразу становятся близкими и родными, расскажите о своем опыте. Это не значит, что нужно с подозрением относиться ко всем, совсем нет. Это значит, что, прежде чем куда-то идти, что-то делать и т. д., с человеком важно познакомиться. И пока ребенок маленький, эту функцию всегда контролируют родители.
3. Помогать — хорошо. Если увидел, что кому-то нужна помощь, обязательно сообщи родителям (или знакомым / понятным взрослым). Это как в спасении утопающих — сначала оцените, умеете ли вы плавать. Если нет, лучше не нырять. Ребенок однозначно не может оказать посильную помощь, поэтому это делается только через взрослых.
4. При взрослых можно. Это резюме — учите помогать другим, разговаривать с другими, общаться и все что угодно рядом с вами. Показывайте примером, рассказывайте. Ребенок все запомнит и обязательно будет в дальнейшем применять. Но пока ответственность за него несем мы, взрослые.
5. Ребенок может не слушаться. И вас, кстати, тоже. Вы можете выходить из себя, но вместо этого лучше заранее подготовить ребенка к разным ситуациям:
• Научите ребенка стоп-слову, которым он может иногда пользоваться, чтобы остановить ваше поведение (и, пожалуйста, реагируйте на него).
• Научите его вежливо отказывать, если что-то некомфортно со стороны близких.
• Научите громко кричать, когда плохо/непонятно/необычно/страшно делает кто-то чужой.
• Ребенок должен хорошо понимать, что ответственность за поведение взрослых лежит только на самих взрослых. Его не будут ругать и стыдить, если он окажется рядом с чем-то непонятным или не будет слушаться сомнительных указаний.
В школе для многих урок ОБЖ был любимым, чтобы списать домашку или выспаться. Но научить детей, что нужно делать в чрезвычайных ситуациях, очень важно. В Интернете полно пособий с картинками, пользуйтесь ими.
Пусть эта информация вам никогда не пригодится, но важно помнить: вся ответственность лежит на нас.
