Эмансипация по-древнерусски: разрушение стереотипов

2385
5
1
семья

13 ноября 2018, 16:05
семья
Эмансипация по-древнерусски: разрушение стереотипов
Сергей Васильев ∙ Историк,
Санкт-Петербург
13 ноября 2018, 16:21

Женщина Древней Руси после замужества становилась бесправной затворницей, чей удел ведение домашнего хозяйства. И лишь при Петре I патриархальные устои пошатнулись, и наши представительницы прекрасной половины человечества перестали отсиживаться по теремам да хоромам. Такая примерно картина нелегкой доли наших прапрабабушек закрепилась в массовом сознании, не вызывая и тени сомнений. Однако беспристрастные факты, как это часто бывает, опровергают стереотипы.

Эмансипация по-древнерусски: разрушение стереотипов
Картина «Под венец». К. Е. Маковский с сайта: quick-news.pro

В 1086 году на Руси появилось первое женское училище. Факт невероятный для Европы того времени! Летописец повествует, что князь Всеволод «…построил при церкви… монастырь женский, в котором постриглась первая дочь его девица Анка. Собравши же младых девиц неколико, обучала писанию, також ремеслам, пению, швению и иным полезным им знаниям, да от юности навыкнут разумети закон божий и трудолюбие, а любострастие в юности воздержанием умертвят».

Истоки женского образования на Руси восходят, по-видимому, еще ко времени правления киевского князя Ярослава Мудрого (1015–1054). Его дочь Анна в 1048 году вышла замуж за французского короля Генриха I, став впоследствии королевой Франции. Анна (Агнесса) Ярославна в отличие от своего супруга, ставившего вместо подписи крестик, умела читать и писать. Сохранился ее автограф «Ана рьина» — «Анна регина (королева)».

О женской грамотности в ту далекую эпоху говорят новгородские берестяные грамоты; они же свидетельствуют, что женщины обладали значительной самостоятельностью и правами. С помощью писем на бересте они отдают различные распоряжения, завещают имущество и …вступают в любовную переписку. Одно из таких посланий, относящееся предположительно к 80-м годам XI века, в переводе на современный язык звучит так: «Я посылала к тебе трижды. Что за зло ты против меня имеешь, что в это воскресенье ты ко мне не приходил? А я к тебе относилась как к брату! Неужели я тем задела тебя, что посылала к тебе? А тебе я вижу не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под людских глаз и пришел».

По мнению исследователей, грамота вышла из-под пера (вернее — «писала» — специальной заостренной палочки, которой продавливали буквы на бересте) женщины, несомненно, знакомой с книжным языком. Судя по берестяным грамотам и другим источникам, девушки и женщины той далекой эпохи были вольны в выборе суженого, как и во многих других вещах.

Эмансипация по-древнерусски: разрушение стереотипов
Фото с сайта: tboximage.ru

Жизнь русской семьи XI–XV веков и положение в ней женщины далеки от представлений о патриархальном быте с безраздельной властью «главы семьи», «отца», «мужа».

Женщина в Древней Руси обладала целым рядом прав. Исторические источники XIV–XV веков свидетельствуют об имущественной независимости женщины от мужа. В купле-продаже земли и недвижимости древнерусские женщины были вполне дееспособны, владели имуществом наравне с мужчинами. Церковные законы устанавливали наказания за насильственную или несвоевременную выдачу замуж, за моральное оскорбление, наносимое возможным отказом жениха от невесты, за несоблюдение иных условий, необходимых для заключения брака. Были узаконены и различные поводы к разводу. При этом правом на развод были наделены женщины всех сословий, что также говорит о достаточно высоком юридическом статусе женщины в то время.

С большим почтением относились к вдовам, не вышедшим замуж после кончины мужа. В этом случае к ним переходила фактическая роль главы семейства. Наследовали они и имущество умершего супруга.

«Если муж умрет без завещания и после него останется движимое или недвижимое имущество, то его вдова наследует это имущество и владеет им до конца своей жизни, если только не выйдет замуж», — гласит одна из статей Псковской Судной грамоты — свода законов Псковской земли XIV–XV веков.

Эмансипация по-древнерусски: разрушение стереотипов
Фото с сайта: matrony.ru

В наше время представительницы прекрасной половины человечества активно осваивают «мужские» контактные виды единоборств — такие, скажем, как бокс и даже бои без правил. Быть может, на это их вдохновляет… генетическая память. Прапра…бабушки тоже не прочь были побиться на кулачках и не только.

Обратимся опять же к Псковской Судной грамоте. «А жонки с жонкою присужать поле, а наймиту от жонки не быть ни с одну сторону», — гласил суровый закон. Расшифруем древний текст. «Жонка», понятно, женщина. А вот что такое «поле»? «Полем» называли судебный поединок. В те времена в судебных тяжбах апеллировали к высшим силам. То есть для решения дела выходили на «поле» драться. Кто победит, тот и прав. Значит, провидение на его стороне. Просто и понятно! «Наймит» — понятное дело, наемник — слово это в ходу до сих пор. На судебный поединок можно было выставить вместо себя «наймита». Скажем, если ты стар, немощен или принадлежишь к лицам духовного звания. Но вот на женщин эта норма не распространялась: «а наймиту от жонки не быть ни с одну сторону». Вот так-то!

А ведь судебный поединок не был чем-то вроде современного турнира по микс-файту. Дрались на мечах, в доспехах! Правда, мечи могли быть затуплены, и одна из норм права гасила, что если случилось смертоубийство, то противная сторона может только снять с убитого доспех, но лишается того, из-за чего велась тяжба. Законодатель, таким образом, стремился не доводить дело до греха. Достаточно было сбить противника с ног, отправить, выражаясь современным языком, в нокаут. Быть может, женщины на псковских судебных поединках (обычай этот был распространен широко) и не использовали мечи, все-таки владение ими — мужская прерогатива, однако доподлинно известно, что такие способы решения судебных дел были еще и зрелищем — собирались болеть за своих родственники, близкие, приходили поглазеть зеваки. Возгласы поддержки, азарт, иногда сочувствующие с той и с другой стороны сами сходились в рукопашной.

Судебными поединками разрешались главным образом земельные споры.

Эмансипация по-древнерусски: разрушение стереотипов
Фото с сайта: Культура РФ

От «поля» происходит и древнее забытое слово «поляница». Так, наверное, еще в языческое время называли женщин-богатырей, которые наравне с добрыми молодцами выезжали в чисто поле для молодецких забав. Забавы сии были жестокими — это все те же поединки, но уже не ради решения судебных споров, а дабы испытать себя. Главным призом была отрубленная голова противника, притороченная к седлу, а также честь и слава в среде таких же удальцов. Вспомним, что и в средневековой Европе широко практиковались рыцарские турниры. Это были и своего рода спортивные состязания, и военные учения — боевой смотр.

Наши былины повествуют о поляницах, которые становились женами богатырей и частенько выручали своих суженых из различных бед и перипетий. 

Так, поляница Василиса Микулишна, жена богатыря Ставра Годиновича, узнав, что князь Владимир Красно Солнышко заточил ее мужа, остригла «русы косы», облачилась в доспехи и отправилась в «стольный Киев-град». Там ей пришлось пройти через испытания, в том числе бороться с княжескими дружинниками, совершать прочие «мужские» поступки. Наградой стало освобождение суженого. Подобные сюжеты присутствуют и в других былинах. Как полагают ученые, возможно, это отголосок мифов об амазонках — женщинах-воительницах, живших в южнорусских степях.

Но, как говорится, сказка ложь, да в ней намек… 

Доподлинно известно, что в битве на Куликовом поле сражались две девушки, переодетые в мужские одежды. Дочь князя Андрея Федоровича, прозванного Ростовским, Дарья, переодевшись в мужские доспехи, сбежала на поле брани. Сохранились свидетельства, что она превосходно владела оружием и верховой ездой.

Дочь князя Ивана Ивановича Пужбольского-Верши Феодора была влюблена в князя Василия Дмитриевича Бычкова. Когда тот отправился в поход на Куликово поле, девушка ринулась за ним. И сражалась в одном строю, плечом к плечу с любимым. Василий сложил буйну голову, а Феодора получила многочисленные раны, от которых вскоре отправилась вослед за молодым князем.

Эмансипация по-древнерусски: разрушение стереотипов
Памятник княгине Ольге в Пскове. Фото с сайта: Туристер.ру

Самый первый пример эмансипированного поведения древнерусской женщины мы видим уже на заре нашей истории — княгиня Ольга. Происходила она из простой семьи и жила в окрестностях Пскова. Здесь и повстречал ее молодой князь Игорь, сделав своей женой.

В 945 году князя Игоря убили древляне — представители племени, с которого он с дружиной собирал дань и перегнул палку. Ольга овдовела. Как уже отмечалось, согласно обычаям в том случае, если вдова снова не выходила замуж, она становилась полноправной хозяйкой дома, и Ольга стала полноправной правительницей обширной Киевской Руси. Первым делом она покарала убийц мужа по законам кровной мести.

И в более поздние времена женщины Древней Руси проявляли твердый как кремень характер.

XIII век. Источники донесли до нас сведения о двух Ксениях. Первая из них была женой ярославского князя Василия Всеволодовича. После смерти мужа княгиня активно боролась за власть в Ярославском княжестве, несмотря на угрозы ордынских ханов.

Вторая Ксения долго участвовала в управлении Тверским княжеством, проявив настоящую политическую волю.

В годы правления великого князя Василия II Темного (1425–1462) его дочь рязанская княгиня Анна Васильевна отстаивала независимость Рязанского княжества от притязаний Москвы.

Жанна д'Арк и Марфа Борецкая… Их различает происхождение: первая была простой крестьянской девушкой, вторая богатейшей новгородской боярыней; возраст — Марфе Борецкой было далеко за… когда она бросила вызов московскому самодержцу Ивану III.

В 1471 году на вече Марфа выступила против полного поглощения Москвой Великого Новгорода и организовала борьбу за независимость вольнолюбивого города на Волхове.

Сын Марфы Дмитрий Исаакович сложил голову на плахе. Марфу Иван III распорядился отправить в заточение и «тако конечно укротить великий Новгород». Сведения о дальнейшей судьбе Марфы Борецкой противоречивы, место и время ее смерти неизвестны. Огромные владения Борецких были отписаны в великокняжескую казну.

В великом произведении древнерусской литературы «Слове о полку Игореве» есть такое определение: «мужи хоробрствующие». Как представляется, его с полным основанием можно отнести и к «женам». Наши современницы по праву могут гордиться своей родословной.

Больше об авторе
Рекомендуем также
%d0%b3%d0%bb%d0%b0%d0%b2%d0%bd%d0%b0%d1%8f
%d0%b3%d0%bb%d0%b0%d0%b2%d0%bd%d0%b0%d1%8f
дом ∙ развлечения
История приспособлений, облегчающих домашний труд
3490
12 1
12 1
развлечения
Гуляй, купчина, от рубля и выше: историческая зарисовка о купеческих нравах
Adobestock 108878475
Adobestock 108878475
развлечения
Изучаем Древнюю Русь: 10 книг по истории Отечества
9200
1 комментарий
12
Svetlana Gorelova ∙ 14 января 2020, 19:05
Спасибо! С удовольствием прочла!)
User image default
© ООО «Едимдома.ру»
Дизайн: «Belikov», 2017
Страницы
ЭкспертыО проектеРеклама на сайте
Ошибка? Выделите
и Ctrl + Enter.
Контакты
125040, Москва
ул. Правды, 21, стр. 1
+7 (495) 255-16-17
info@jvlife.ruРеквизиты