Режим — всему голова: советы детского психолога

4625
2
0
здоровье ∙ семья

03 мая 2018, 10:35
здоровье ∙ семья
Режим — всему голова: советы детского психолога
Лидия Пархитько ∙ Детский и семейный психолог,
Москва
03 мая 2018, 14:02

Появилась модная тенденция предоставлять ребенку максимальную свободу выбора и действий. Мол, развитие все равно возьмет свое и ребенок сам знает, как ему лучше. Тенденция хороша и правильна, но, как и всегда, становится рабочей только в тех случаях, когда находится в дружбе со здравым смыслом и знанием детской психологии. Детская же психология на этот счет строга: расписание и режим — основа спокойствия и благополучия ребенка.

Безопасный мир

Ребенок тогда не боится окружающего мира, когда знает, что от него ожидать. Любые ситуации — хорошие, плохие, обычные, необычные — должны быть предсказуемы. Иначе — резкое повышение тревоги и, как следствие, ухудшение состояния и поведения ребенка.

Поэтому о любых событиях стоит предупреждать (и неоднократно!) заранее, будь то поход к врачу или приезд любимой бабушки. Когда событие ожидаемо, оно уже частично обработано мозгом. Это значит, что ребенок пусть неосознанно, но понимает, как будет себя вести, что будет чувствовать и к чему необходимо готовиться. И чем сложнее и важнее грядущее событие, тем подробнее должен быть рассказ родителей о нем.

Это же касается и обычных будней. Когда каждый день проходит по накатанной, ребенок знает ритм и последовательность своей жизни — земля под ногами твердая, можно ни о чем не беспокоиться.

Как приучить ребенка к режиму?

Просто слова «завтра мы пойдем к врачу», «после ужина убери игрушки» не откладываются в голове ребенка. Действие должно быть зафиксировано. Документально.

Ребенку нужно трогать, писать, рисовать, переставлять — важен физический контакт. Поэтому я рекомендую не просто проговорить расписание, а записать его. Или — нарисовать. Еще лучше — проговорить, записать, сделать иллюстрации и повесить на видное место.

Нужно собраться и выйти из дома?

1. Обсудите последовательность действий: собрать игрушки, сходить в туалет, переодеться, надеть верхнюю одежду.
2. Пусть у вас будет набор карточек с этими действиями: записи или картинки. 
3. Предложите ребенку расположить их в правильном порядке.
4. После каждого выполненного действия уберите соответствующую карточку или зачеркните эту запись в расписании.

Возможно, это кажется сложным и лишним. Но стоит один раз попробовать, несколько раз показать ребенку, и… останется лишь расслабленно попивать чаек, пока еще недавно не умеющий быстро собираться малыш деловито зачеркивает сделанные дела и самостоятельно собирается на прогулку.

Пусть сам учится!

Многие родители переживают, что, помогая ребенку, делают его зависимым от своей помощи. Что если, начав пользоваться расписанием, он без него ничего не сможет делать?

Есть слово такое волшебное в психологии — «интериоризация». Это когда то, что было снаружи, становится тем, что есть внутри, — и никак иначе. Обеспечивая ребенку постоянство и возможность опереться на план, вы передаете ему это умение на всю жизнь.

Уже очень скоро станут не нужны ни карточки, ни записи, ни тем более рисунки. Внешний помощник станет внутренним. Это как с рыбой и удочкой: подгонять, кричать, самому собирать ребенка — это все равно что один раз угостить кусочком рыбы. А вот дать инструмент, вырастить внутренние опоры — это как дать самый лучший на свете спиннинг и показать рыбные места во всем Мировом океане.

Больше об авторе
Похожие статьи
Нет комментариев
User image default
© ООО «Едимдома.ру»
Дизайн: «Belikov», 2017
Страницы
ЭкспертыО проектеРеклама на сайте
Ошибка? Выделите
и Ctrl + Enter.
Контакты
125040, Москва
ул. Правды, 21, стр. 1
+7 (495) 255-16-17
info@jvlife.ru