Красота требует жертв: женская мода и удивительные приспособления

8318
2
0
мода

20 февраля 2018, 11:35
мода
Красота требует жертв: женская мода и удивительные приспособления
Высоцкая Life ∙ Администратор,
Москва
20 февраля 2018, 10:49

Женская мода удивительна, что только не придумывали законодатели мод или сами женщины на протяжении столетий, чтобы быть еще привлекательнее! Порой их уловки выглядели странно — подушечки турнюр, огромные клетки кринолина или причиняющие невероятную боль корсеты. Более того, абсурдность таких нарядов подмечали даже их современники. К счастью, большая часть подобных модных придумок осталась только в учебниках по истории и на полотнах живописцев, но некоторые, например корсет, здравствуют и поныне.

Объемные фижмы
Красота требует жертв: женская мода и удивительные приспособления
Карикатура. Две дамы в юбках с фижмами не могут разойтись на улице

Женщинам всегда нравились пышные юбки, порой, чтобы добиться максимального эффекта, средневековым модницам приходилось надевать под платье пять-шесть нижних юбок. И вот в XVIII веке появилось панье. Панье, от французского panier — «корзина», конструкция из обтянутых полотном обручей. Каркас этого приспособления изготавливали из китового уса, ивовых или тонких металлических прутьев. Панье пристегивалось к корсету при помощи пуговиц. Каркас панье был объемным, но очень легким, поэтому юбка при ходьбе колебалась, открывая туфли, что было весьма пикантно. В 1718 году во Франции принцесса де Монтань благодаря платью с панье скрыла дефект своей фигуры, после чего мода на него распространилась по всей Европе. Панье быстро видоизменялось, приобретая различные формы — круглые или овальные. Самые большие панье при дворах носили исключительно аристократки. В 1740-е годы появилось «панье с локотками», которые делали юбку широкой по бокам, но плоской спереди и сзади. Мода на панье прошла только к концу XVIII века. Конечно, такие платья были не очень удобными, но очень красивыми и дорогими. Конструкция в разы увеличивала ширину юбок, на которых размещали узоры, сложные декорации и богатые вышивки.
 

В России и в Германии панье называли фижмами, от немецкого Fischbein, «рыбья кость», «китовый ус». Фижмы делали из ивовых прутьев или китового уса, они крепились поверх нижней юбки так же, как и панье, но были более эластичными. Фижмы и объемные юбки вызывали часто насмешки, про них слагали анекдоты и рисовали карикатуры.

Королевский шик

Кринолин стал логическим продолжением панье. Изначально кринолин — это жесткая, льняная или хлопковая ткань с основой из конских волос, позднее — жесткая структура, придающая юбке требуемые формы. В Англии кринолин был известен еще с 1829 года, хотя патент на эту ткань был зарегистрирован немного позже, 4 июня 1840 года, в Париже предпринимателем Удино. К 1850 году слово «кринолин» стало обозначать куполообразную присборенную юбку, форму которой придавали многочисленные нижние юбки. «Искусственный кринолин» же на стальных обручах появился лишь в 1859 году, его автором стал основатель высокой моды Чарльз Фредерик Ворт.

Кринолин не менее часто становился объектом сатиры. Его сравнивали с клеткой, в которую заточили женщину; высмеивали за то, что дамы в таких платьях не могут пройти сквозь дверной проем, ведь диаметр кринолина достигал порой 180 см! При падении дамы или ее неудачной попытке сесть кринолин мог выгнуться в обратную сторону. Многие современники считали, что кринолин не только скрывает фигуру женщины, но и несет в себе опасность. Дамы не всегда могли видеть края своего платья. Правда, существует легенда, что кринолин однажды спас даму в сложной ситуации. Убегая от любовника, она выпрыгнула из окна, которое находилось на высоте 75 метров, и, как на парашюте, благополучно приземлилась на землю. Несмотря на очевидные неудобства, кринолин стал неотъемлемой частью и детской моды. Не только девочки, но и мальчики носили костюмы с небольшим кринолином.

В середине 1860-х годов существовало два вида кринолина. Юбки кринолина для парадных туалетов были широкими, длинными, выдавались сзади углом, чтобы держать шлейф. И это еще не все! Поверх кринолина надевалась белая перкалевая юбка с одним большим или двумя гофрированными воланами. Повседневные платья имели круглый маленький подъюбник. Кринолин был узким у талии и постепенно расширялся к подолу, что по форме напоминало воронку. Ко второй половине 1860-х годов мода на высокую талию поставила кринолины на грань вымирания. В начале 1870-х годов кринолин постепенно уступает место турнюру.

Выдающийся турнюр
Сатирическая картинка начала XX века. Дамы в турнюре

Турнюр пришел в моду в середине XIX века. Его изобретение также принадлежит Чарльзу Фредерику Ворту, французскому модельеру английского происхождения. Турнюр переводится с французского языка как «осанка» или «манера держаться». В Англии в этом же значении употребляется термин “bustle”. В быту турнюр часто называли «фру-фру», считалось, что это звукосочетание напоминает шуршание шелка и других дорогих тканей.

Турнюр — плотная конструкция из маленьких подушечек или металлических полос. Располагались эти накладки чуть ниже талии на заднем полотнище нижней части юбки. Турнюр формировал характерный силуэт с нарочито выпуклой нижней частью тела. Предвестником турнюра считается так называемый полонез, платья с объемной драпировкой на задней части юбки, модные в эпоху рококо. Середина 1870–1880-х годов — время самых объемных турнюров.

«Турнюры были разными. Были большие складные конструкции и маленькие поясные. Сами по себе и те и другие не были тяжелыми. Вес добавляли ткань платья, декоративные пуфы, складки и оборки», — рассказывает коллекционер дамского белья XIX века Антон Примаков.

На протяжении 1870–1880-х годов турнюр постепенно уменьшался. В 1880-е годы он менялся в зависимости от назначения костюма. В 1890-е годы в моде были небольшие поясные турнюры, которые создавали изящный силуэт. В начале XX века дизайнеры использовали плоские турнюры, добавляющие деликатный объем на бедрах. Около 1910 года турнюры окончательно вышли из употребления. По мнению Александра Васильева, историка моды, одним из толчков к этому стала популярность велосипедов, развитие транспорта и доступность поездов. Турнюры и кринолины, может, и были в чем-то хороши, но удобством в носке точно не отличались.

User image expert
Александр Васильев
Историк моды

«Турнюр исчез не только из-за появления велосипедов в свободном доступе. С ним дамам элементарно было неудобно сидеть, только в позе полулежа, на бедре… Все неудобное сдает свои позиции!»

В наше время турнюр используется дизайнерами достаточно редко. Турнюр — элемент викторианской моды, любителем которой являлся знаменитый провокатор моды Александр МакКуин. В своих моделях он часто использовал турнюр, кринолины и корсеты. Элементы исторических костюмов часто задействует в своих костюмах и Жан-Поль Готье. В коллекции осень-зима 2008–2009 кутюрье создал свадебный головной убор, который напоминал кринолин с турнюром.

29 апреля 2011 года состоялась свадьба принца Уильяма и Кейт Мидлтон. Дизайн платья разработала Сара Бертли. Для утяжеления нижней части шлейфа она добавила платью скрытый турнюр. В обычной жизни турнюр сегодня, конечно, не используется.

Корсет на все времена

Женский корсет и сегодня модницы по всему миру носят с большим удовольствием. Модные бренды часто делают корсеты акцентом своих новых коллекций. История же этой вещи насчитывает сотни лет. Широкий кожаный пояс, который носили юноши и девушки на Крите около тысячелетия назад, можно считать предтечей корсета. Со временем вид корсета менялся, он становился более широким и уже не только подчеркивал талию, но и поднимал грудь. Корсет, как отдельный элемент женского гардероба, впервые появился в Бургундии. Нельзя сказать, что вещь эта была удобной, так как представляла собой железные или деревянные бруски, вшитые в ватную подкладку. Несмотря на все неудобства, стоил такой корсет очень дорого.

XVI век — век корсетов и довольно жестокой моды. В Испании, например, приветствовалась абсолютно плоская женская фигура, а потому корсет напоминал больше панцирь. Церковь считала, что в такой одежде женщина будет строже блюсти свою добродетель. Испанским светским дамам приходилось сжимать свою талию до 20–25 см в полуобхвате, что провоцировало многие заболевания внутренних органов. Нередко женщины умирали в расцвете лет из-за ношения корсета. Современные ученые называют такие корсеты не иначе как орудием пытки.

Китовый ус, который стал составляющей корсета в XVII веке, сделал его не таким жестким и более удобным в носке. Французская мода обозначила идеальный стандарт талии в 33 см, и женщинам вновь пришлось беспощадно затягивать себя в корсеты. И правило это действовало вплоть до 1789 года. Пока Великая Французская революция не подарила не только свободу нравов, но и свободу в одежде. В моду вошел стиль ампир, в котором линия талии платьев, в подражание греческим богиням, поднялась под грудь. Вернулся корсет в моду только в 1798 году, но в другом обличье, близком к древнему образцу, в виде пояска с бретелями, которые стали носить ниже груди. 1890-е годы — начало ХХ века — последний период в истории женской одежды, когда в моде была осиная талия. Появился рентген, и против корсета активно стали выступать врачи-гигиенисты и первые феминистки.

В ХХ веке корсет приобретает трубовидную форму, которая уже не подчеркивала крутизну бедер, но сохраняла красивый изгиб спины. В 20-е годы ХХ века был создан прямой корсет, получивший с течением времени широкое распространение. В дальнейшем прямой корсет разделился на две части: верхнюю — «лифчик» или «бюстгальтер» — и нижнюю — пояс. Только в 30-е годы ХХ века корсеты стали соответствовать естественной анатомии человека. Один из последних витков популярности корсетов — 50-е годы ХХ века, когда был актуален стиль newlook. В гардеробе состоятельной дамы обязательно присутствовала модель корсета «от Диор», сделанная из шелковой сетки, которую укрепляли 24 китовых уса.

Современные корсеты делятся на три вида: корсет утягивающий, корсет в роли обычной одежды и корсет как сексуальное нижнее белье. Кроме того, нынешние корсеты различаются по типу застежки и шнуровок, материалу, из которого выполнен каркас и сам корсет, а также по стилю. До сих пор корсет любим многими женщинами, за то что способен придать фигуре изящества и стройности, сделать талию уже, а осанку благороднее.

На что только не шли женщины в любые времена, чтобы отдать дань моде. Иногда красота требовала жертв, а иногда казалась смешной. Интересно, как спустя несколько веков модницы будут оценивать туфли на огромной платформе, спортивные костюмы со стразами, смелые платья из полиэтилена или меховое нижнее белье? Время покажет, а пока — следите за модой!

Это интересно

Чарльз Фредерик Ворт был сыном стряпчего. От продавца в магазине тканей он сумел подняться до основателя французской, да и мировой моды. Именно ему принадлежит изобретение кринолина, турнюра, манекена, профессии манекенщицы и само понятие «дом моды». Во многом благодаря Ворту Париж считается законодателем мод во всем мире.

Больше об авторе
Похожие статьи
Нет комментариев
User image default
© ООО «Едимдома.ру»
Дизайн: «Belikov», 2017
Страницы
ЭкспертыО проектеРеклама на сайте
Ошибка? Выделите
и Ctrl + Enter.
Контакты
125040, Москва
ул. Правды, 21, стр. 1
+7 (495) 255-16-17
info@jvlife.ru